Вправе ли организация, пожелавшая участвовать в открытом аукционе на выполнение работ для государственных нужд, обжаловать в административном порядке положения документации об аукционе, не соответствующей законодательству о размещении заказов, если она не обращалась в установленном порядке за разъяснением положений указанной документации?
Ответ: Организация вправе обжаловать в административном порядке положения документации об аукционе, не соответствующей законодательству о размещении заказов.
Обоснование: В силу ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) разъяснение положений документации об аукционе и внесение в нее изменений осуществляются в соответствии со ст. 24 Закона N 94-ФЗ с учетом особенностей, установленных ч. 9 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
На основании ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
Как указано в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 - 2.3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ. Жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из изложенных положений следует, что обращение участника размещения заказа в установленном порядке за разъяснением положений документации об аукционе является правом участника размещения заказа и не лишает последнего, в случае если он не воспользовался таким правом в соответствии с гл. 8 Закона N 94-ФЗ, права обжаловать в административном порядке положения документации об аукционе, не соответствующей законодательству о размещении заказов.
Д. В.Комаров
Счетная палата
Российской Федерации
05.09.2011