По договору инвестирования организация построила административный офис для того, чтобы в дальнейшем сдавать его в аренду. В 2010 г. заказчик-застройщик передал объект по акту, организация оформила свидетельство на право собственности, но офис сдавать в аренду не может, так как он нуждается в дополнительных капиталовложениях - надо произвести отделку помещений, провести Интернет и телефон. Можно ли организации не начислять налог на имущество и оставить объект на счете 08 до окончания работ и начала фактического использования в производственной деятельности - заключения договоров аренды?

Ответ: Организации, которая по договору инвестирования построила административный офис для того, чтобы в дальнейшем сдавать его в аренду, и в 2010 г. получила от заказчика-застройщика данный объект по акту, оформила свидетельство на право собственности, но с тех пор офис сдавать в аренду не может, так как до настоящего времени он нуждается в дополнительных капиталовложениях (необходимо произвести отделку помещений, провести Интернет и телефон), следует иметь в виду, что если объект основных средств доведен до состояния, пригодного к использованию, и его первоначальная стоимость сформирована, то независимо от факта его использования и регистрации права собственности на него данный объект должен отражаться в составе основных средств.

Обоснование: Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в частности, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

Расходы застройщика, связанные с возведением объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком (заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных средств. Такое правило следует из норм Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

Следует также отметить, что п. 4 ПБУ 6/01 не содержит условия о необходимости фактической эксплуатации объекта. Кроме того, в соответствии с п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3" была изменена редакция п. 52 Методических указаний. Таким образом, в соответствии с п. 52 Методических указаний недвижимое имущество принимается к учету в качестве основного средства, если оно соответствует признакам п. п. 4, 5 ПБУ 6/01 и капитальные вложения по нему завершены. Государственной регистрации права для признания объекта основным средством не требуется.

Таким образом, если объект основных средств доведен до состояния, пригодного к использованию, и его первоначальная стоимость сформирована, то независимо от факта его использования и регистрации права собственности на него данный объект отражается в составе основных средств.

А. В.Сорокин

Начальник

отдела имущественных и прочих налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

05.09.2011