Организация-участник и муниципальный заказчик заключили муниципальный контракт на реконструкцию объекта. По муниципальному контракту заказчик должен был передать организации в течение десяти дней с момента подписания контракта проектную документацию на реконструкцию объекта и аванс на исполнение контракта. Организация должна была приступить к работе после передачи ей документации и получения аванса на исполнение контракта. Срок контракта - 1 год. В связи с отсутствием проектной документации на реконструкцию объекта и аванса на исполнение контракта организация не могла исполнить свои обязательства по контракту. С момента заключения муниципального контракта прошел 1 год. Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о расторжении контракта и взыскании с заказчика цены контракта в связи с неисполнением заказчиком условий контракта
Правомерно ли указанное требование организации?
Ответ: Обращение организации-участника с заявлением о расторжении контракта и взыскании цены контракта в связи с неисполнением заказчиком условий контракта является правомерным.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями ст. ст. 527 и 528 ГК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 527 ГК РФ для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 ст. 527 ГК РФ установлено, что заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Пунктом 2 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
В силу п. 2 ст. 718 ГК РФ, в случаях когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации подрядчик не приступил к работе в связи с неисполнением заказчиком условий контракта.
Согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Исходя из этого расторжение контракта в одностороннем порядке Законом N 94-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
В рассматриваемом случае заказчиком не была представлена проектная документация на реконструкцию объекта и не был перечислен аванс на исполнение контракта.
Таким образом, данные нарушения заказчиком своих обязательств по государственному контракту лишили организацию того, на что она рассчитывала при его заключении.
Исходя из вышеперечисленных норм организация вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о расторжении муниципального контракта и взыскании цены контракта.
Е. В.Соснов
Минфин России
05.09.2011