Об отказе собственника от права собственности на земельный участок или земельную долю; о порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной дороги, в частности, путем выкупа; о восстановлении нарушенных прав путем признания права на земельный участок в судебном порядке

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 сентября 2011 г. N ОГ-Д23-1201

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о восстановлении права собственности на земельный участок, прекращение которого было осуществлено путем отказа его обладателем - собственником земельного участка, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. В отношении отказа от права собственности на земельный участок.

Отказ от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется посредством подачи собственником земельного участка или земельной доли заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельный участок или земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (согласно п. 2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Вследствие отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (абз. 1 п. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

2. В отношении изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной дороги.

В случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при условии отсутствия других вариантов возможного размещения этих объектов, земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).

Строительство автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения также включено в перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 63 Земельного кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

- предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

- возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

- возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вместе с тем собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)).

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст. 281 Гражданского кодекса).

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления (ст. 282 Гражданского кодекса). В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Согласно п. 1 ст. 61 Земельного кодекса ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Изъятие у собственников земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного возмещения стоимости соответствующих земельных участков и расположенных на них объектов либо предоставления взамен равноценных участков таким лицам.

3. В отношении нарушенных прав.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая изложенное, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 59 Земельного кодекса).

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

05.09.2011