Об отсутствии оснований для налогообложения НДС в отношении оказываемых российской организацией, в том числе по договору с другой российской организацией, на территории Республики Куба услуг по обучению персонала методам монтажа и модернизации оборудования, поставляемого из Российской Федерации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2011 г. N 03-07-08/273

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией на территории Республики Куба услуг по обучению персонала методам монтажа и модернизации оборудования, поставляемого из Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Так, согласно пп. 3 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг в сфере образования (обучения) не признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" услуги по профессиональной подготовке обучающихся, осуществляемой в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, относятся к услугам по обучению.

Учитывая изложенное, местом реализации услуг по обучению персонала на территории Республики Куба, оказываемых российской организацией, в том числе по договору с другой российской организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

02.09.2011