Организация заключила муниципальный контракт с администрацией района, согласно которому поставляет населению твердое топливо (уголь) по льготной цене, отличающейся от цен, по которым указанная продукция приобретается организацией у поставщиков. Бюджетные средства, в соответствии с контрактом, выделены на покрытие убытков, связанных с применением льготных цен при реализации топлива населению. Обязана ли организация включать полученные бюджетные средства в налогооблагаемую базу по НДС?
Ответ: Если организация заключила муниципальный контракт с администрацией района, согласно которому поставляет населению твердое топливо (уголь) по льготной цене, отличающейся от цен, по которым указанная продукция приобретается организацией у поставщиков, а бюджетные средства, в соответствии с контрактом, выделены на покрытие убытков, связанных с применением льготных цен при реализации топлива населению, то на основании п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ суммы, полученные от администрации муниципального образования в виде субсидий на покрытие убытков, возникших при продаже населению угля по льготной цене, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Обоснование: Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Официальная позиция по вопросу налогообложения денежных средств, получаемых из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), заключается в том, что различаются:
1) суммы, поступающие из бюджета на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен или с применением льгот;
2) суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с применением льгот;
3) суммы, поступающие на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам.
Суммы, которые поступают из бюджета на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен или с применением льгот, не облагаются НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-07-11/175, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, от 24.07.2007 N 03-07-11/259, от 21.06.2007 N 03-07-11/183 и др.). Аналогичного мнения придерживаются и суды (Постановления ФАС Московского округа от 25.10.2010 N КА-А41/12851-10 по делу N А41-2365/10, ФАС Центрального округа от 24.02.2011 по делу N А35-12728/2009 и др.)
Суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-07-11/175, от 15.02.2008 N 03-07-11/64, от 24.07.2007 N 03-07-11/259 и др.). Судебная практика - положительная (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2009 по делу N А45-804/2009, от 08.10.2009 N Ф04-6137/2009(21056-А45-34) по делу N А45-803/2009 и др.).
Суммы, поступающие на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам, облагаются НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (Письма Минфина России от 06.09.2007 N 03-07-11/389, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, от 24.07.2007 N 03-07-11/259, от 21.06.2007 N 03-07-11/183 и др.).
При этом, как разъясняется финансовыми органами, на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, в случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделяются на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В рассматриваемой ситуации организация приобретает уголь у поставщиков по ценам выше установленных органом местного самоуправления для реализации топлива населению. Согласно абз. 4 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.
В связи с этим разница между продажной и покупной ценами является отрицательной, что приводит к убытку в предпринимательской деятельности организации.
Данный убыток не является результатом деятельности организации, поэтому государство предусмотрело для таких предприятий механизм компенсации расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан. Компенсация расходов производится путем перечисления средств из областного и городского бюджетов. Поэтому бюджетные средства, перечисляемые администрацией, не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Таким образом, организация вправе применить положения п. 13 ст. 40 и п. 2 ст. 154 НК РФ и не включать указанные суммы в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.
Следовательно, при реализации населению твердого топлива по льготным ценам в соответствии с нормативными актами исполнительных органов субъектов Российской Федерации бюджетные средства, полученные на покрытие убытков организации, не включаются в налогооблагаемую базу по НДС.
В. И.Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
01.09.2011