Подлежит ли налогообложению НДФЛ стоимость услуг (компенсаций), предоставляемых авиапассажиру российской авиакомпании в случае задержки рейса?

Ответ: В случае задержки рейса пассажир получает соответствующие услуги в рамках оплаченного им договора воздушной перевозки. При этом в силу ст. ст. 41, 209 Налогового кодекса РФ отсутствует как таковой доход, подлежащий налогообложению НДФЛ. Также пассажир имеет право на компенсацию расходов, понесенных им по причине задержки рейса, которая при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы, также не подлежит налогообложению НДФЛ на основании п. п. 1, 3 ст. 217 НК РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. При этом пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку (п. 1 ст. 103 ВК РФ).

Также в п. 1 ст. 106 ВК РФ определено, что перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, а п. 3 названной статьи установлено, что порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги без взимания дополнительной платы:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организацию хранения багажа.

Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N КАС08-450, данные меры правовой защиты пассажиров направлены на защиту интересов пассажиров в целях недопустимости ухудшения уровня их обслуживания в связи с задержкой отправки воздушного судна в рамках исполнения условий договора воздушной перевозки пассажиров.

Учитывая, что в случае задержки рейса пассажир получает соответствующие услуги в рамках оплаченного им договора воздушной перевозки, в силу ст. ст. 41, 209 НК РФ в названной ситуации отсутствует как таковой доход, подлежащий налогообложению НДФЛ.

В случае если перевозчик уклоняется от фактического предоставления названных услуг, то в силу п. 2 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" пассажир имеет право на компенсацию вышеназванных убытков - расходов, понесенных пассажиром самостоятельно по причине задержки рейса (питание, проживание в гостинице и т. д.), которая при наличии подтверждающих документов (авиабилетов с отметками служб аэропорта о задержке рейса или справок, заверенных представителями авиакомпании или аэропорта, кассовых чеков или квитанций, подтверждающих понесенные расходы) не подлежит налогообложению НДФЛ на основании п. п. 1, 3 ст. 217 НК РФ.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

31.08.2011