Организация, производящая кухонные гарнитуры, арендует павильон, в котором выставлены образцы продукции для ознакомления посетителями данного павильона. Желающие могут сделать заказ на приобретение понравившихся образцов. Для придания более эстетичного вида кухонным гарнитурам организация закупает различные сопутствующие товары: посуду, скатерти, светильники и т. д., которые установлены на гарнитурах или органично вписаны в их дизайн. Может ли организация учесть для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы, понесенные на оформление образцов продукции (гарнитуров)?

Ответ: Организация, которая производит кухонные гарнитуры и оформила павильон, где выставлены образцы продукции, вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на товары, используемые для оформления образцов продукции (гарнитуров), в частности на посуду, скатерти, светильники.

Обоснование: В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Налоговые органы указывают, что расходы, понесенные организацией в связи с оформлением демонстрационного зала для демонстрации покупателям произведенной ею продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли. Данная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 N 20-12/53499@.

Минфин России считает, что расходы на оформление образцов мебели, выставленных в салонах-магазинах, относятся к расходам на рекламу и включаются в состав прочих расходов. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 08.09.2004 N 03-03-01-04/1/31.

Анализ судебной практики показывает следующее. ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152 определил: нормы действующего законодательства не раскрывают, что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов. Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.

Таким образом, расходы организации на оформление образцов продукции, выставочного павильона, в частности расходы на посуду, скатерти, светильники, правомерно учесть в целях налогообложения налогом на прибыль при соблюдении требований ст. 252 НК РФ.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

30.08.2011