Организация (исполнитель) предполагает заключить в 2012 г. государственный контракт на выполнение реставрационных работ объектов декоративно-прикладного искусства, принадлежащих музею
В каком порядке операции по реализации таких работ подлежат освобождению от налогообложения НДС?
Ответ: Если организация (исполнитель) предполагает заключить в 2012 г. государственный контракт на выполнение реставрационных работ объектов декоративно-прикладного искусства, принадлежащих музею, то с 1 января 2012 г. операции по реализации работ на территории РФ по реставрации объектов декоративно-прикладного искусства, принадлежащих музею, освобождаются от налогообложения НДС.
Такие операции не подлежат налогообложению НДС при условии представления в налоговые органы следующих документов:
- справки об отнесении музея к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- копии договора на выполнение реставрационных работ.
При этом организация (исполнитель) должна иметь лицензию на выполнение реставрационных работ, полученную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 N 117 (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
До указанной даты освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в действующей редакции, распространяется на реставрационные работы объектов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (утв. Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176).
Обоснование: Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ в целях Закона N 73-ФЗ относятся, в частности, объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (ч. 1 ст. 3 Закона N 73-ФЗ).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 15 Закона N 73-ФЗ в РФ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 указанной статьи).
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ подготавливается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Основание - пп. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 407.
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено Приказом Росохранкультуры от 27.02.2009 N 37 (далее - Положение).
В силу п. 7 Положения Росохранкультура включает в единый реестр на основании решений органов государственной власти объекты культурного наследия путем присвоения им регистрационных номеров и мониторинга данных об объектах при их регистрации в едином реестре.
Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ) пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).
Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включающих, в частности, реставрационные работы. Это следует из абз. 1 пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона N 245-ФЗ).
Реализация работ (услуг), указанных в названном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС при представлении в налоговые органы следующих документов:
- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- копии договора на выполнение указанных в данном подпункте работ (абз. 2 - 4 указанного подпункта).
Пунктом 6 ст. 149 НК РФ определено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) деятельность по реставрации подлежит лицензированию Министерством культуры Российской Федерации.
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
29.08.2011