О налогообложении налогом на прибыль в РФ доходов латвийской организации по договору, заключенному с российской организацией на международную перевозку и экспедирование грузов автомобильным транспортом

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2011 г. N 03-08-05/1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения доходов латвийской компании по договору, заключенному с российской организацией на перевозку и экспедирование грузов автомобильным транспортом, сообщает.

При налогообложении доходов латвийской организации от международных перевозок следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 20.12.2010 не ратифицировано.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса, а также для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - доходы, полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

В п. 1 ст. 309 Кодекса указаны виды доходов, полученных иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью такой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса к таким доходам относятся доходы от международных перевозок. При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Однако согласно данному положению Кодекса в доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания экспедиторских услуг и к таким доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, доходы, полученные иностранной компанией по договору транспортной экспедиции, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность латвийской компании на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства, в то время как доходы от осуществления международных перевозок подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса.

В соответствии со ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса, в размере 10 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

29.08.2011