Об отмене составления проекта освоения лесов при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых; об отнесении лесов, расположенных в лесотундровой зоне, к ценным лесам; о сокращении сроков государственной экспертизы проектной документации для проектов геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых; об упрощении перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли промышленности; о необходимости внесения изменений в лесное законодательство в части распоряжения древесиной, полученной при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и при разработке месторождений полезных ископаемых

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 августа 2011 г. N 18387-АЛ/Д23

Минэкономразвития России рассмотрело обращение ОАО по вопросу внесения изменений в лесное законодательство и сообщает.

1. По вопросу отмены составления проекта освоения лесов при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых

В связи с тем что при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых главной целью являются геологическое изучение недр и добыча полезных ископаемых, а не заготовка древесины, недревесных лесных ресурсов и иная лесопромышленная деятельность, Минэкономразвития России считает возможным поддержать указанное предложение.

Вместе с тем отказ от составления проекта освоения лесов при их использовании для указанных целей не должен повлечь прекращения со стороны недропользователей осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в пределах, установленных действующим законодательством (в настоящее время в соответствии с п. 4 Состава проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32, в состав проекта освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, включатся разделы о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, а также мероприятиях по охране объектов животного мира и водных объектов).

2. По вопросу разрешения проведения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в ценных лесах лесотундровой зоны

ОАО сообщает, что лесотундровые леса не отвечают понятию "леса", так как не образуют сомкнутых (кронами) насаждений, а представляют собой биологические редины (редкостойные насаждения) с полнотой не выше 0,5 - 0,4 с очень низким запасом (до 50 куб. м на 1 га) и низкокачественной в техническом отношении древесиной (выход деловой древесины не более 10 - 20%).

В этой связи Минэкономразвития России считает целесообразным в целом проработать вопрос необходимости отнесения лесов, расположенных в лесотундровой зоне, к ценным лесам с учетом общего объема их площадей на территории Российской Федерации и экономического потенциала, а также с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций данных лесов.

3. По вопросу сокращения сроков государственной экспертизы проектной документации для проектов геологического изучения недр и разработки месторождений углеводородов

Минэкономразвития России в целях интенсификации геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых поддерживает предложение об установлении срока проведения государственной экспертизы проектной документации в указанных целях не более чем в 45 дней, а не 3 месяцев, как установлено в настоящее время. Вместе с тем полагаем, что данный сокращенный срок должен распространяться на разработку месторождений любых полезных ископаемых, а не только на разработку месторождений углеводородов.

4. По вопросу упрощения перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли промышленности в случае необходимости размещения объектов геологического изучения недр и разработки месторождений углеводородов, если отсутствуют другие варианты размещения этих объектов

Данное предложение может быть поддержано Минэкономразвития России в случае дополнительной проработки вопроса возложения на недропользователей обязанности по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов и определения конкретного объема осуществления данных мероприятий, при осуществлении перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли промышленности.

Дополнительно сообщаем, что, по мнению Минэкономразвития России, также необходимо внесение изменений в лесное законодательство в части распоряжения древесиной, полученной при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и при разработке месторождений полезных ископаемых.

В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на указанную древесину принадлежит Российской Федерации. Реализация указанной древесины осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации". Функции продавца данной древесины осуществляются Росимуществом, а на покупателя в том числе ложится обязанность вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины.

Вместе с тем зачастую данная древесина является разносортной с низким выходом деловой древесины, в результате чего лишь малая ее часть представляет товарный интерес и может быть реализована. Обязанность вывезти приобретенную древесину, а вывоз в основном производится из труднодоступных районов, также способствует тому, что реализовать указанную древесину в большинстве случаев не представляется возможным.

Подобное положение приводит не только к неполучению доходов федеральным бюджетом, но и к гниению древесины, захламлению лесов и может являться причиной возникновения и распространения лесных пожаров.

В этой связи считаем необходимым внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и установить, что собственником древесины, полученной при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и при разработке месторождений полезных ископаемых, являются лица, которым предоставлены соответствующие лесные участки для выполнения названных работ.

При этом на недропользователей необходимо возложить обязанность по вывозу и утилизации данной древесины, а стоимость древесины учитывать при определении размера арендной платы за использование лесных участков в указанных целях.

Дополнительно сообщаем, что вопрос закрепления права собственности на древесину, полученную при освоении лесов в целях строительства линейных объектов, обсуждался на совещании у заместителя руководителя Рослесхоза 8 августа 2011 г. В ходе данного совещания представители Минэкономразвития России, Росимущества и Рослесхоза пришли к единому мнению о необходимости закрепления права собственности на древесину, полученную при освоении лесов в целях строительства линейных объектов, за организациями, осуществляющими использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

А. Ю.ЛЕВИЦКАЯ

27.08.2011