Организация осуществляет реализацию ковров, изготовленных и декорированных ею на машинах-автоматах рисунками с использованием мотивов народного искусства. Вправе ли организация применить к такой реализации льготу, предусмотренную пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ: Организация не вправе применить к реализации ковров, декорированных рисунками с использованием мотивов народного искусства, льготу, предусмотренную пп. 6 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, так как реализуемые ковры выполнены на машинах-автоматах без сочетания с ручным исполнением, что не позволяет отнести их к изделиям народных художественных промыслов.
Обоснование: Как предусматривает пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ) изделие народного художественного промысла - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла; уникальное изделие народного художественного промысла - единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла; типовой образец изделия народного художественного промысла - образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 7-ФЗ отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства определены Постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства" (далее - Правила). В п. 2 Правил определены условия, при выполнении которых подлежат регистрации типовые образцы изделий народных художественных промыслов и уникальные изделия народных художественных промыслов, кроме подакцизных товаров, изготовленные организациями народных художественных промыслов или мастерами народных художественных промыслов - индивидуальными предпринимателями: представленные изделия соответствуют требованиям, установленным Законом N 7-ФЗ, и утвержденному перечню; представленные изделия соответствуют по своему художественному решению и художественному уровню лучшим традициям искусства определенных народных художественных промыслов, исторически сложившимся в соответствующей местности; технология изготовления представленных изделий предусматривает возможности художественного творчества мастеров народных художественных промыслов, занятых художественной отделкой изделий, и активного использования ими метода творческого варьирования.
Художественное ручное ковроткачество и ковроделие (вид производства) и ковры и ковровые изделия, выполняемые на ручных вертикальных и горизонтальных станках, ворсовые, высоковорсовые (махровые), безворсовые гобеленовой и счетной техники исполнения, с ремизным узорообразованием, в комбинированной технике исполнения, рюйю, сумахи, войлочные с валянными, инкрустированными узорами, аппликацией, узорной стежкой, а также гобелены и другие изделия, изготовленные из конского волоса ручным плетением (группа изделий народных художественных промыслов), названы в Перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденном Приказом Минпромторга России от 15.04.2009 N 274.
В силу запрета, содержащегося в абз. 4 п. 3 ст. 7 Закона N 7-ФЗ, к изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Для того чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, что осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Для этого представленные изделия должны соответствовать условиям, названным в п. 2 Правил. Реализуемые организацией в рассматриваемой в вопросе ситуации изделия не отвечают требованиям указанного Перечня и Закона N 7-ФЗ, так как изготовлены и декорированы полностью механическим способом (на машинах-автоматах) без применения ручного творчества. Такие изделия не могут быть отнесены к изделиям народных художественных промыслов, а значит, на их реализацию освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость не распространяется.
О. С.Дубасова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
25.08.2011