Концепция деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" как конкурсного управляющего

(Турбанов А. В.) ("Банковское право", 2006, N 1) Текст документа

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ" КАК КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

А. В. ТУРБАНОВ

Турбанов А. В., генеральный директор государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", доктор юридических наук.

Банкротство хозяйствующих субъектов - это естественный процесс очищения рынка от неконкурентоспособных, нежизнеспособных структур. Сам по себе факт банкротства означает, что хозяйствующий субъект, в данном случае банк, оказался не способным отвечать по своим обязательствам, и это неминуемо влечет причинение ущерба его кредиторам. Законодательное регулирование процедур банкротства направлено на то, чтобы минимизировать ущерб, причиняемый кредиторам, обеспечить соразмерное удовлетворение их требований. Банкротство банков в силу ярко выраженного компонента публичности их деятельности, охватывающей все отрасли экономики и широкие слои населения, обусловливает особое общественное внимание к этому явлению, диктует существенные отличия его правового регулирования <*>. -------------------------------- <*> См.: Востриков П. А. К вопросу о банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом // Информационно-аналитические материалы НИИ Банка России. Выпуск 2. М., 1995. С. 5; Курбатов А. Я. Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Закон. 2005. N 9. С. 4; Мирошников В. А. Ликвидация несостоятельных банков в России: новый порядок // Деньги и кредит. 2005. N 5. С. 18; Свириденко О. М. Производство по делу о банкротстве кредитной организации // Закон. 2005. N 9. С. 40; Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. М., 2002. С. 9; Тютюнник А. В., Турбанов А. В. Банковское дело. М., 2005. С. 541.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ <*> (далее - Закон) внесена весьма значимая новелла в законодательство о банкротстве: появился институт корпоративного конкурсного управляющего. Это закономерный шаг государства в углублении экономической реформы в целом и реформы банковской системы в частности. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций - должников возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3536.

Институт корпоративного конкурсного управляющего заменил собой прежний институт арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей, что явилось следствием признания необходимости участия государства в управлении процедурой банкротства кредитных организаций. Необходимость такой замены объясняется низкой эффективностью деятельности конкурсных управляющих - индивидуальных предпринимателей. Конкурсный управляющий, являющийся физическим лицом, объективно не мог не испытывать серьезного психологического воздействия со стороны отдельных кредиторов, а также должников и иных заинтересованных лиц. Нередко он попадал в имущественную зависимость от этих лиц, что влекло несправедливое или даже незаконное распределение имущества должника. Статус конкурсного управляющего как индивидуального предпринимателя мотивировал его на ведение дел прежде всего в своих личных интересах, он был заинтересован в максимально продолжительных сроках конкурсного производства и высокой оплате своих услуг. При этом, не обладая организационными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами специализированной организации, он зачастую объективно был не способен осуществить быстрое и эффективное (особенно когда речь шла о крупном банке) проведение конкурсного производства, выявление и возврат активов кредитной организации <*>. -------------------------------- <*> См.: Агапцев Г. Ю. Корпоративный ликвидатор: на смену "частнику" // Банковское дело в Москве. 2005. N 3. С. 24, 25.

Агентство, по своей правовой природе являясь некоммерческой организацией, не имеет цели извлечения прибыли, а следовательно, и приоритеты при конкурсном производстве банка у него другие, направленные на максимально полное и справедливое удовлетворение требований кредиторов. А имеющиеся в распоряжении Агентства силы и средства адекватны сложности и объему работы конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, их публичному характеру. Агентство способно эффективно решать задачи конкурсного производства. Оно обладает собственным имуществом, что позволяет осуществлять процедуры банкротства отсутствующих должников. Располагает возможностью консолидировать и перераспределять имеющиеся трудовые и материальные ресурсы, сокращать сроки проведения процедур банкротства, минимизировать расходы на конкурсное производство, в том числе за счет специализации деятельности конкурсного управляющего и безвозмездного выполнения им своих полномочий. Агентство имеет также все потенциальные возможности для возврата незаконно полученных или удерживаемых активов кредитных организаций, обеспечения привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства. Кроме того, на корпоративного конкурсного управляющего практически невозможно оказание давления со стороны кредиторов, собственников, менеджмента и должников кредитной организации <*>. -------------------------------- <*> См.: Турбанов А. В. Формирование целостной системы защиты интересов кредиторов банков // Деньги и кредит. 2005. N 1. С. 9.

История банковских кризисов показывает, что минимизация ущерба экономике и поддержание доверия общества к финансовой системе требуют, как правило, значительных затрат. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о выборе минимально затратного способа поддержания такого доверия при банкротстве банков. Очевидно, что государство не должно накладывать на общество или кредиторов дополнительную нагрузку. Передача функций по ликвидации несостоятельных банков корпоративному конкурсному управляющему (ликвидатору) представляется в этой связи оптимальным выбором.

Цели, задачи и принципы деятельности Агентства как конкурсного управляющего

Целями деятельности Агентства как конкурсного управляющего являются: 1) эффективное функционирование системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства; 2) повышение доверия к банковской системе <*>. -------------------------------- <*> См.: Концепция деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", одобрена решением Совета директоров АСВ от 9 декабря 2004 г. Протокол N 8 // Вестник Банка России. 2005. N 4. С. 42 - 48.

В соответствии с указанными целями Агентство должно решать следующие основные задачи: - своевременное установление и урегулирование требований кредиторов; - формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; - проведение расчетов с кредиторами в минимальные сроки и в наиболее полном размере; - оптимизация расходов на конкурсное производство путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью осуществления затрат в целях решения всего комплекса задач конкурсного производства; - выявление и оспаривание сделок, заключенных кредитной организацией в ущерб ее имущественным интересам (сомнительные сделки); - обеспечение привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства и неправомерных действиях при банкротстве. Наряду с решением задач конкурсного производства, связанных с конкретными кредитными организациями, Агентство приобретает возможность проводить систематическую работу по выявлению причин и условий, вызвавших банкротство, и осуществлять разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской сфере. В основу деятельности Агентства как конкурсного управляющего положен ряд принципов, соблюдение которых должно способствовать эффективному решению стоящих перед ним задач и свести к минимуму возможность различных отклонений или злоупотреблений. Среди таких принципов необходимо отметить: - обеспечение проведения процедур банкротства в строгом соответствии с требованиями законодательства; - коллегиальное принятие Агентством решений по вопросам, связанным с распоряжением имуществом кредитных организаций; - четкое разграничение компетенции подразделений и должностных лиц Агентства, регламентирование порядка проведения процедур банкротства кредитных организаций внутренними правовыми актами Агентства; - подотчетность и подконтрольность представителя Агентства, осуществляющего полномочия конкурсного управляющего (далее - представитель Агентства), органам управления Агентства; - обеспечение доступности информации о ходе осуществления процедуры банкротства (транспарентность); - подконтрольность Агентства собранию и комитету кредиторов, арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве кредитной организации, Центральному банку Российской Федерации.

Агентство: страховщик и конкурсный управляющий

Говоря об Агентстве как конкурсном управляющем при банкротстве кредитных организаций, невозможно обойти факт совмещения им этой функции с функцией страховщика. Такое совмещение является принципиально важным конструктивным элементом действующей в России системы страхования банковских вкладов. Зарубежный опыт становления и развития систем обязательного страхования показывает, что многие страны, например США, Болгария, Бразилия, в конечном счете перешли от раздельного осуществления функций страховщика и ликвидатора к их совмещению в составе одного национального корпоративного органа <*>. -------------------------------- <*> См.: Мирошников В. А. Агентство по страхованию вкладов: страховщик и конкурсный управляющий // Банковское право. 2005. N 1. С. 43.

Сложившаяся в этих странах практика страхования вкладов показывает, что совмещение рассматриваемых функций позволяет быстро пополнять использованную часть страхового фонда путем возврата из конкурсной массы ликвидируемой кредитной организации выплаченных вкладчикам средств страхового возмещения. Одним из итогов такого возврата является возникновение у страховщика реальной возможности снизить ставки страховых взносов, уплачиваемых в страховой фонд банками - участниками системы страхования. Необходимо отметить, что при совмещении функций страховщика и ликвидатора в одной организации последняя прямо заинтересована в проведении конкурсного производства в сжатые сроки и с максимальной эффективностью. В противном случае появляется опасность дефицита средств страхового фонда со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для страховщика. Таким образом, эти функции являются взаимодополняющими и выступают звеньями одной цепи: к системе страхования вкладов после выплат страхового возмещения переходит часть требований вкладчиков к банку, и в дальнейшем система вновь получает выплаченные средства уже как кредитор при ликвидации банка. Поэтому чем активнее система страхования вкладов участвует в процедурах банкротства банков, тем выше сохранность ее резервов. Как показал опыт Словакии, отсутствие у системы страхования вкладов функции ликвидатора привело к дефициту средств фонда страхования вкладов и необходимости дополнительных финансовых вливаний со стороны государства <*>. -------------------------------- <*> См.: Турбанов А. В. Финансово-правовые основы российской системы страхования вкладов. М., 2004. С. 155.

При принятии поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", согласно которым Агентство наделялось полномочиями корпоративного конкурсного управляющего, оппоненты указывали на то, что совмещение функций страховщика и конкурсного управляющего ведет к конфликту интересов и смешению финансовых потоков при ликвидации и страховании. Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <*> (далее - Закон о страховании вкладов), регулирующего организацию и деятельность Агентства, его целью является защита прав и законных интересов вкладчиков, укрепление доверия к банковской системе <**>. Эти цели являются целями деятельности Агентства во всех сферах его деятельности <***>, что нивелирует всякие основания для рассматриваемого конфликта. -------------------------------- <*> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029. <**> См. подробнее: Комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М.: Тиара, 2005. С. 6 - 14. <***> Не случайно ряд авторов сравнивают часть функций, вытекающих из этих целей, с надзорными функциями. См.: Голубев С. А., Гузнов А. Г. и др. Правовой статус Агентства по страхованию вкладов, его полномочия // Деньги и кредит. 2005. N 5. С. 32.

Конфликта интересов с другими кредиторами также не возникает. Агентство финансово заинтересовано в сокращении сроков ликвидации банков, снижении затрат на их закрытие и максимальном взыскании средств с их должников. Отстаивая свои интересы, Агентство одновременно обеспечивает равную и адекватную защиту интересов остальных кредиторов. Более того, являясь кредитором первой очереди (как и вкладчики), Агентство не имеет экономических мотивов для ущемления интересов кредиторов других очередей. Дополнительной гарантией отсутствия конфликта интересов является предусмотренный Законом о страховании вкладов порядок (ст. 13), согласно которому в делах о банкротстве требования к кредитным организациям, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет уполномоченный Правительством Российской Федерации орган (Федеральная налоговая служба) <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4140; Положение о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 56н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24.

Также не происходит и смешения финансовых потоков при ликвидации и страховании, поскольку операции во время процедур ликвидации проводятся через специальный счет конкурсного производства.

Взаимодействие Агентства с кредиторами

В основе взаимодействия Агентства с кредиторами кредитной организации лежит вполне определенный постулат: оно действует прежде всего в интересах кредиторов. Его работа направлена на максимально возможное и справедливое удовлетворение требований кредиторов - физических и юридических лиц в установленной законом очередности. С организационной точки зрения рассматриваемое взаимодействие осуществляется в рамках отношений Агентства с: а) представительными органами кредиторов (общим собранием и комитетом кредиторов, отражающими интересы всех или большинства кредиторов); б) конкретными кредиторами, являющимися носителями индивидуальных прав и обязанностей. В пределах своей компетенции Агентство всемерно способствует эффективной работе представительных органов кредиторов, беспрепятственному участию в ней лиц, имеющих на это право в соответствии с Законом. Работа с конкретными кредиторами в ходе конкурсного производства (ликвидации) осуществляется в наиболее удобных для них формах и способами, позволяющими ускорить установление их требований и проведение с ними расчетов. Во всех случаях Агентство обеспечивает открытость своих взаимоотношений с кредиторами и стремится урегулировать возникающие проблемы путем переговоров. Еще одной из новелл Закона является принципиально новый и значительно более эффективный порядок установления требований кредиторов. В ходе конкурсного производства в кредитных организациях они устанавливаются не арбитражным судом, а конкурсным управляющим (ст. 50.21, 50.28). Только в случае возникновения спора по поводу размера и состава требований между конкурсным управляющим и кредитором вопрос может быть передан на рассмотрение арбитражного суда. Такой порядок убирает "тромб", образуемый десятками тысяч дел об установлении требований кредиторов, из системы арбитражных судов, позволяя им сосредоточиться на действительно спорных и значимых вопросах. Одновременно следует учитывать, что подготовительная работа к установлению требований кредиторов может начаться уже на стадии деятельности в банке временной администрации, которая вправе рассматривать такие требования и вносить их в реестр. Указанный порядок нацелен на то, чтобы сократить объем работы по установлению требований на этапе конкурсного производства и ускорить расчеты с кредиторами. Согласно Закону срок предъявления кредиторами своих требований при конкурсном производстве не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом (ст. 50.28). Агентство, устанавливая конкретный срок, исходит из необходимости: 1) предоставить возможность всем кредиторам заявить свои требования; 2) обеспечить ускорение начала расчетов с кредиторами. Как правило, осуществление таких расчетов начинается не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом. Форма расчетов (наличная или безналичная) определяется кредиторами самостоятельно. Действуя в интересах всех кредиторов в целом и каждого в отдельности, Агентство не может допускать удовлетворения требований одних кредиторов за счет других. Важно также подчеркнуть, что при осуществлении функций конкурсного управляющего Агентство обязано действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства (ст. 50.21). Необходимость обеспечения прав и законных интересов кредиторов предполагает наличие в арсенале Агентства инструментария, позволяющего принимать достаточно жесткие меры, направленные на защиту имущества кредитной организации и формирование конкурсной массы. К ним относятся: - предъявление исков о признании сделок недействительными или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитной организацией, об истребовании ее имущества у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, а также совершение иных действий, направленных на возврат имущества; - отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, не исполненных сторонами полностью или частично; - обеспечение привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации. В целях информирования кредиторов Агентство обеспечивает опубликование в органах печати и распространение иными способами сведений о ходе проведения процедур банкротства. В Агентстве действует телефон "горячей линии", звонок по которому из любой точки Российской Федерации является бесплатным. Кроме того, вся необходимая информация оперативно размещается на сайте Агентства в сети Интернет.

Организация системы управления процедурами банкротства

В основе организации системы управления процедурами банкротства лежит четкая регламентация порядка работы Агентства на всех этапах конкурсного производства. Эта регламентация осуществляется путем принятия внутренних нормативных документов: положений, регламентов и др. Они призваны обеспечить соблюдение работниками Агентства единой правовой дисциплины и способствовать эффективности всей их деятельности, в том числе за счет оптимизации и унификации форм и методов осуществления однородных и периодически повторяющихся операций, выполняемых в ходе конкурсного производства. В первую очередь нормы этих документов распространяются на новую самостоятельную фигуру в процедурах банкротства - представителя конкурсного управляющего (ст. 50.20 Закона). Он реализует полномочия Агентства как конкурсного управляющего в конкретной ликвидируемой кредитной организации, действуя в соответствии с поручением Агентства от имени этой кредитной организации. Такими представителями могут быть постоянные работники Агентства либо работники, принятые в Агентство на время исполнения ими обязанностей представителя. Все они должны соответствовать установленным Агентством квалификационным требованиям и иметь необходимые практические навыки. Представитель действует на основании выдаваемой ему доверенности и может выполнять свои обязанности одновременно в нескольких кредитных организациях. Для сокращения расходов на проведение конкурсного производства при выполнении однородных работ (претензионно-исковая работа, установление требований кредиторов, ведение их реестра и т. п.) создаются специализированные рабочие группы из числа работников Агентства. При необходимости в их состав могут быть включены работники ликвидируемых кредитных организаций и привлеченные специалисты. Большинство таких групп осуществляют свои функции одновременно в нескольких кредитных организациях. Для выполнения работ, требующих специальных знаний, например, независимой оценки имущества ликвидируемых кредитных организаций, организации торгов, проведения экспертных исследований и решения других задач конкурсного производства, Агентство привлекает на конкурсной основе специализированные организации <*>. -------------------------------- <*> См.: Положение "О порядке отбора организаций для выполнения работ для Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Утверждено решением правления Агентства от 14 июля 2005 г. Протокол N 51 // http://asv/accreditation/org_agent_order/info_1/.

В рамках созданной Агентством системы комплексного управления процедурами банкротства проводится анализ финансового состояния кредитных организаций, устанавливается наличие или отсутствие признаков преднамеренного банкротства, определяются перспективы формирования конкурсной массы и расчетов с кредиторами кредитной организации. Также в рамках этой системы производится оценка качества работы представителей Агентства и осуществляется контроль исполнения смет текущих расходов ликвидируемых кредитных организаций. Организация внутреннего контроля как элемента системы комплексного управления процедурами банкротства базируется на наличии у кредитной организации специального счета в Агентстве. Этот счет кредитная организация открывает с момента утверждения Агентства в качестве конкурсного управляющего. В свою очередь, для осуществления обязанностей конкурсного управляющего Банк России открывает Агентству счет, выполняющий функции, аналогичные функциям корреспондентского счета кредитной организации. Наличие данных счетов позволяет Агентству в режиме реального времени иметь доступ к информации о всех расчетах при банкротстве кредитных организаций. Помимо указанного текущего внутреннего контроля проведения процедур банкротства, Службой внутреннего аудита Агентства осуществляется дополнительный контроль. Прежде всего он направлен на проверку соответствия проводимых представителями Агентства операций требованиям законодательства о банкротстве, иных правовых актов, решениям органов управления Агентства. Одновременно деятельность Агентства как конкурсного управляющего контролируется собранием (комитетом) кредиторов, Банком России, а также арбитражным судом (внешний контроль). Агентство предоставляет Банку России необходимую информацию о конкурсном производстве, в том числе о представителях Агентства, согласовывает с ним промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Кроме того, Банк России уполномочен проверять деятельность Агентства как конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций и, в случае выявления нарушений, направлять Агентству предписания об их устранении. Агентство как конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии и имуществе кредитной организации, сведения о ходе конкурсного производства. Те лица, которые считают, что их права и законные интересы были нарушены Агентством, имеют право обжаловать его действия в арбитражный суд.

Работа с активами

Одним из важнейших направлений деятельности Агентства является управление активами кредитной организации, которое осуществляется с целью формирования конкурсной массы в максимально возможном объеме. Эта работа начинается с момента назначения Агентства конкурсным управляющим. В первую очередь проводится инвентаризация имущества с одновременным детальным анализом его состояния и определением рыночной стоимости. Параллельно организуется взыскание активов и их последующая продажа на торгах. При проведении торгов Агентство может выступать как в качестве их организатора, так и поручить их проведение специализированной организации. Условия проведения торгов согласовываются с собранием (комитетом) кредиторов, что является дополнительной гарантией соблюдения их интересов. Продажа активов осуществляется по наиболее высокой цене в сравнимых рыночных условиях. Управляя активами, Агентство стремится обеспечить повышение их стоимости и ликвидности, сократить расходы по управлению ими и получить дополнительные доходы. Процесс совершения сделок с активами прозрачен и доступен для заинтересованных лиц. Заключение сделок предполагает соблюдение прав и законных интересов кредиторов кредитной организации. Проводя реформу института банкротства кредитных организаций, законодатель существенно расширил инструментарий конкурсного управляющего при управлении активами, предоставив Агентству принципиально новые возможности для разрешения возникающих проблем. Одной из таких проблем является следующая. Многие активы после признания банка банкротом быстро теряют ценность и перестают представлять коммерческий интерес. Будучи не проданными на очередных торгах, они списываются в установленном порядке, и кредиторы, таким образом, не получают никакого удовлетворения своих требований за счет этих активов. Теперь Агентство вправе приобретать имущество кредитной организации, находящейся под его управлением, если это имущество не было продано на повторных торгах. Выкуп осуществляется по начально установленной цене (ст. 50.33 Закона). Денежные средства Агентства поступают в конкурсную массу, что способствует быстрому и более полному удовлетворению требований кредиторов. Одновременно выкуп Агентством активов кредитной организации препятствует уклонению должников от ответственности и способствует поддержанию рыночной дисциплины, поскольку в отличие от ликвидируемой организации Агентство, выкупив актив (права требования), не ограничено во времени по взысканию с дебиторов банка их задолженности. Мировой опыт показывает, что выкуп так называемых проблемных активов страховщиком депозитов или иной уполномоченной организацией значительно улучшает ликвидность и финансовое состояние "живого" банка, способствует формированию конкурсной массы банка банкрота. Так, во время банковского кризиса 1997 года в Южной Корее Корпорация по управлению активами (КАМСО) выкупала проблемные кредиты банков по цене, составлявшей 45% от балансовой стоимости обеспеченных кредитов. Необеспеченные кредиты приобретались за 3% номинальной стоимости. В Чехии же государственное финансовое учреждение Konsolidacni banka Praha, s. p.u. ("KOB") осуществляло выкуп "проблемной" задолженности у коммерческих банков по цене в пределах 60% от номинальной стоимости покупаемого актива. В США Трастовая корпорация по урегулированию (Resolution Trust Corporation, RTC) согласно Закону о реформе финансовых учреждений была обязана осуществлять реализацию выкупленных активов в порядке, обеспечивающем максимальное поступление средств. За пять с небольшим лет ею были проданы активы номинальной стоимостью в 400 млрд. долларов. Средняя цена проданных активов составила 87% от их первоначальной балансовой стоимости <*>. Приведенные примеры демонстрируют потенциальные возможности такого способа, как выкуп активов конкурсным управляющим. Они же подтверждают и вывод о том, что осуществлять такой выкуп активов может организация, обладающая значительными собственными средствами и не преследующая цель извлечения прибыли. -------------------------------- <*> См.: Хандриков А. А. Международный опыт управления проблемными активами // Финансы и кредит. 2003. N 15. С. 61 - 66.

Кроме того, Агентство в отличие от конкурсного управляющего - индивидуального предпринимателя способно реализовать такой метод реализации активов, как продажа их пакетами, в которые входят активы различных банков, находящихся под управлением, с близкими характеристиками. Консолидация активов влечет за собой повышение их стоимости, снижение издержек при управлении и реализации, а в конечном итоге снижает расходы на проведение конкурсного производства. Появление фигуры корпоративного конкурсного управляющего предоставляет еще одну новую возможность пополнения конкурсной массы. Ранее законодательством о банкротстве кредитных организаций устанавливалось, что все денежные средства ликвидируемой кредитной организации аккумулируются на счете в Банке России. Это обеспечивало их полную сохранность, но не приносило дохода. Отдельные конкурсные управляющие в нарушение требований закона размещали денежные средства, входящие в конкурсную массу, на счетах в других банках или инвестировали в ценные бумаги. Зачастую такое размещение оказывалось неудачным, и, как следствие, конкурсная масса уменьшалась. В результате страдали интересы кредиторов, поскольку индивидуальные предприниматели - конкурсные управляющие возместить причиненный ущерб не могли в силу своего слабого финансового состояния. Теперь же ликвидируемые кредитные организации, чьи денежные средства находятся на счетах в Агентстве, получают доход в виде фиксированного процента в размере 0,1 ставки рефинансирования Банка России. Указанные денежные средства могут быть размещены (инвестированы) Агентством в доходные финансовые инструменты. При этом кредиторы полностью защищены от всех видов финансовых рисков, связанных с инвестированием, поскольку Агентство отвечает за сохранность этих средств своим имуществом, а получаемые доходы пополняют конкурсную массу.

Привлечение к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства

При сложившихся российских реалиях Агентство вынуждено проводить большую работу, направленную на обеспечение привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства или совершении неправомерных действий, предшествующих банкротству. Зарубежные исследования свидетельствуют, что почти в 80% случаев причины банкротства могут быть сведены к человеческому фактору, причем не только к неопытности и некомпетентности руководства, но и к прямым злоупотреблениям и иным правонарушениям <*>. -------------------------------- <*> См.: Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М.: Wolters Kluwer, 2006. С. 304.

В этой работе Агентство использует все имеющиеся в его распоряжении материалы, прежде всего результаты анализа финансового состояния ликвидируемых кредитных организаций и конкретные финансовые документы. Важным источником соответствующей информации являются обращения кредиторов банка (следует отметить, что кредиторы, как правило, занимают по этим вопросам активную позицию и способствуют выявлению виновных). Кроме того, учитываются сообщения в средствах массовой информации (в том числе электронных), а также других источниках, использование которых не нарушает права и законные интересы граждан и организаций. Указанные работы осуществляются по трем основным направлениям: - выявление и оспаривание в арбитражном суде неправомерных сделок; - обеспечение привлечения к субсидиарной гражданско-правовой ответственности лиц, чьи действия (или бездействие) способствовали доведению банка до банкротства; - обеспечение привлечения к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) или неправомерные действия при банкротстве, выразившиеся в сокрытии имущества, сведений о нем, его размере, передаче имущества в иное владение, отчуждении или уничтожении имущества, сокрытии, уничтожении, фальсификации документов (ч. 1 ст. 195 УК РФ), неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам (ч. 2 ст. 195 УК РФ), воспрепятствовании деятельности арбитражного управляющего, в том числе уклонении или отказе от передачи документов либо имущества (ч. 3 ст. 195 УК РФ) <*>. -------------------------------- <*> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954; Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2005. 22 декабря.

В течение 2005 года Агентством подготовлены и направлены в правоохранительные органы материалы для возбуждения 27 уголовных дел. По статье о преднамеренном банкротстве уголовные дела возбуждены в отношении руководителей банков "Олимпийский", "Содбизнесбанк", "Внешагробанк". Руководитель "Лиос-банка" объявлен в международный розыск <*>. -------------------------------- <*> См.: http://www. prime-tass. ru/news/show. asp? id=533&ct=interviews.

Впервые в российской судебной практике удалось обеспечить привлечение к имущественной ответственности акционеров одного из банков. Арбитражный суд первой инстанции обязал акционеров - членов совета директоров банка возместить ущерб за бездействие, приведшее к его банкротству <*>. Сам факт удовлетворения иска стал важным прецедентом. Агентством подано еще несколько исковых заявлений подобного рода. -------------------------------- <*> См.: Ведомости. 2005. 16 ноября.

В течение 2005 года Агентством было подано в общей сложности 160 исковых заявлений по оспариванию сделок, влекущих причинение ущерба кредитной организации, на общую сумму 6 662 829 346 рублей. Из них уже рассмотрено и удовлетворено исковых заявлений на общую сумму 736 326 835 рублей.

Ответственность Агентства

В случае нарушения Агентством при осуществлении полномочий конкурсного управляющего требований законодательства оно несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При причинении убытков ликвидируемой кредитной организации в результате виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает эти убытки за счет собственного имущества. Агентство может также страховать свою ответственность перед другими лицами на случай причинения им убытков. Следует отметить, что возможность привлечения Агентства к имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсного управляющего является дополнительной гарантией соблюдения интересов всех кредиторов, а также эффективности деятельности самого Агентства при проведении процедур банкротства. Важно также подчеркнуть, что Агентство, выполняющее функции конкурсного управляющего не становится правопреемником банка банкрота. Банк и Агентство - это два самостоятельных юридических лица, каждое из которых отвечает по своим обязательствам. При этом обращение взыскания на средства фонда обязательного страхования вкладов невозможно, поскольку указанный фонд предназначен исключительно для финансирования выплат страхового возмещения по вкладам. Вместе с тем Агентство обладает иным имуществом, достаточным для обеспечения его деятельности <*>. -------------------------------- <*> См.: ст. 16, 33, 40, 50 Закона о страховании вкладов.

Название документа