О порядке принятия уполномоченным органом решения об изменении границ населенного пункта путем включения в его состав земельного участка, не имеющего общей границы с ним, в частности, в Брянской области
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2011 г. N ОГ-Д23-1056
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу изменения границ населенного пункта путем включения в его состав земельного участка, не имеющего общей границы с ним, и сообщает.
Пункт 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) устанавливает, что лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Нормами земельного и градостроительного законодательства не установлено ограничений, касающихся возможности включения в границы населенных пунктов земельных участков, непосредственно не примыкающих к населенным пунктам.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в ч. 4 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования (ч. 5 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ).
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, а также заключение о результатах указанных в ч. 6 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта или отказывает в принятии решения в установленный законом срок.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду ч. 13 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, а не ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Таким образом, заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта должно быть направлено в уполномоченный орган государственной власти в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, чтобы не лишать заявителя законного права на рассмотрение заявления уполномоченным органом государственной власти, получение соответствующего ответа и возможности на его обжалование.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;
2) заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
Федеральным законодательством и Законом Брянской области от 11.06.2008 N 51-З "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования данных земельных участков" не установлены критерии, по которым определяется целесообразность или нецелесообразность включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, в случае, если Вы считаете, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены Ваши права и свободы, то Вы вправе обратиться непосредственно в суд (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса).
Директор
Департамента недвижимости
А. И.ИВАКИН
24.08.2011