Вправе ли должностное лицо налогового органа проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика в рамках проведения камеральной налоговой проверки в отношении этого налогоплательщика?
Ответ: Согласно Налоговому кодексу РФ осмотр территорий, помещений, документов и предметов возможен в рамках выездной налоговой проверки. Осмотр территорий, помещений, документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки возможен в случаях, указанных в п. 2 ст. 92 НК РФ.
Арбитражные суды по вопросу правомерности осмотра территорий, помещений, документов и предметов при проведении камеральной налоговой проверки придерживаются противоположных точек зрения.
Обоснование: В соответствии с п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам в целях осуществления налогового контроля предоставлено право производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений документов и предметов налогоплательщика в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки.
Вместе с тем согласно п. 2 указанной статьи осмотр документов и предметов также допускается вне рамок выездной налоговой проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Таким образом, должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов в рамках камеральной налоговой проверки при наличии условий, указанных в п. 2 ст. 92 НК РФ.
На сегодняшний день позиция арбитражных судов по данному вопросу неоднозначна.
Так, например, согласно позиции ФАС Западно-Сибирского округа, выраженной в Постановлениях от 09.07.2009 N Ф04-4010/2009(10130-А70-29) и от 22.03.2011 по делу N А75-6609/2010, действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной налоговой проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком в своей предпринимательской деятельности помещений, в том числе для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных налогоплательщиком в документах, представленных в налоговые органы.
Позиции ФАС Поволжского округа (Постановление от 02.12.2010 по делу N А55-7610/2010), ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 24.08.2009 по делу N А13-5138/2008) по данному вопросу противоположны.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2009 по делу N А13-5138/2008 отмечено, что осмотр помещений налогоплательщика допускается при проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика; вне рамок выездной налоговой проверки осмотр допускается при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 92 НК РФ.
М. В.Тележникова
23.08.2011