О взаимодействии государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" с правоохранительными органами в процессе конкурсного производства и ликвидации кредитных организаций

(Панкратов С. С.) ("Банковское право", 2006, N 1) Текст документа

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ" С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЛИКВИДАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С. С. ПАНКРАТОВ

Панкратов С. С., заместитель начальника Управления обеспечения защиты информации и режима государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Необходимость и формы взаимодействия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) с правоохранительными органами в процессе конкурсного производства и ликвидации кредитных организаций определяется его статусом, целями деятельности и полномочиями. В соответствии с Федеральными законами "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <*> и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <**> (в редакции от 20 августа 2004 г.) Агентство создано Российской Федерацией в целях государственной защиты интересов вкладчиков и других кредиторов кредитных организаций. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1097; 2004. N 34. Ст. 3536.

Для более успешного решения этой задачи Агентство наделено функциями конкурсного управляющего и ликвидатора кредитных организаций, признанных банкротами. Эта мера стала существенной гарантией того, что все активы ликвидируемой или обанкротившейся кредитной организации будут направлены на достижение социально значимой цели - удовлетворение требований кредиторов, в первую очередь физических лиц. К сказанному следует добавить, что государственный интерес распространяется при этом не только на возможно полное возмещение материального ущерба кредиторам банков-банкротов, но и на выявление лиц, виновных в наступлении указанных негативных последствий, а также на определение степени их вины. Именно это предусматривает Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" <*>. В этой связи Агентство, осуществляя функции конкурсного управляющего, обязано на основании изучения имеющихся документов сделать вывод о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. При установлении таких признаков работники Агентства составляют соответствующее заключение, которое направляется в орган предварительного расследования. -------------------------------- <*> Российская газета (федеральный выпуск N 3675). 2005. 18 января.

Необходимо отметить, что до ноября 2004 г. конкурсное производство осуществлялось индивидуальными конкурсными управляющими, назначенными арбитражным судом из числа лиц, имеющих соответствующий опыт работы и лицензию на этот вид деятельности. Практика показала, что такие управляющие свою основную задачу в решении финансовых вопросов, возникших у кредитной организации, зачастую видели в том, чтобы не обострять отношений с ее руководителями и владельцами. В силу этой и ряда других причин они, как правило, не были заинтересованы в возбуждении уголовных дел о преднамеренном банкротстве и связанных с ними других преступлениях. Не практиковалось также привлечение к субсидиарной ответственности руководителей и владельцев кредитной организации за доведение их до банкротства. Агентство обладает в этом отношении гораздо большими организационными, правовыми и другими возможностями. Однако очевидно, что указанные задачи оно не может выполнить без тесного и постоянного взаимодействия с правоохранительными органами, наделенными правом сбора доказательств, розыска скрывшихся от ответственности лиц. Накопленный Агентством опыт работ по конкурсному управлению и ликвидации кредитных организаций показывает, что схемы умышленного доведения кредитных организаций до банкротства, в т. ч. вывода их активов, при определенной однотипности в каждом конкретном случае достаточно разнообразны. Встречаются кредитные организации, в которых отсутствуют не только активы, но и имущество, документы, ценности, хранящиеся в арендованных ячейках. Нередки также случаи подделки документов, использования фирм, зарегистрированных на лиц, паспорта которых были похищены или утеряны. В некоторых случаях должностные лица обанкротившихся кредитных организаций скрываются, предвидя привлечение их к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство. Розыск их важен не только с точки зрения более полного возмещения ущерба кредиторам, но имеет также большое профилактическое значение. Уголовная ответственность лиц, виновных в преднамеренном банкротстве, отмывании денег, полученных преступным путем, убеждает граждан в надежности защиты государством их интересов, повышает доверие к банковской системе. Практика показала, что наиболее распространенными при банкротстве кредитных организаций являются преступления, предусмотренные статьями УК РФ: 159 - мошенничество; 160 - присвоение или растрата; 172 - незаконная банковская деятельность; 174 - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; 201 - злоупотребление полномочиями; 330 - самоуправство. Разнообразие в квалификации преступлений объясняется различными способами их совершения и тем, что доказать преднамеренность банкротства не всегда удается. В настоящее время Агентство направило в органы внутренних дел, прокуратуру, Федеральную службу безопасности около трех десятков писем и заключений о преднамеренном банкротстве, совершении других преступлений, выявленных в ходе ликвидации кредитных организаций. В результате органами внутренних дел возбужден ряд уголовных дел. Следствие по ним пока не завершено. Это объясняется в первую очередь значительной сложностью расследования финансово-экономических преступлений, связанного с проверкой большого объема документов, необходимостью установления и допроса многих задействованных в финансовых операциях лиц. Следующим фактором, негативно влияющим на расследование умышленных банкротств, является отсутствие опыта взаимодействия специалистов Агентства и правоохранительных органов. Заключения специалистов Агентства по выявленным фактам, свидетельствующим о преднамеренном банкротстве и совершении других преступлений, не всегда составляются с учетом требований органов дознания и предварительного расследования, не сопровождаются приложением необходимых документов. В свою очередь, работники оперативных служб и следователи испытывают трудности в оценке финансовых операций и документации кредитных организаций при проведении оперативных мероприятий и следственных действий и, как правило, не могут обойтись без консультаций соответствующих специалистов. В качестве примера можно привести следующий факт. 26 октября 2004 г. в КБ "РФГ-Банк" назначена временная администрация, которая установила, что по зарегистрированному адресу нахождения банка имеется только пустое помещение арендодателя. Местонахождение работников банка, имущества, документации, печатей и штампов не обнаружено. Не удалось это сделать и Агентству, которое в январе 2005 г. по решению арбитражного суда было назначено конкурсным управляющим банка-банкрота. Руководствуясь действующим законодательством, Агентство официально обратилось в ГУВД г. Москвы с предложением рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по факту неправомерных действий бывших руководителей банка. Агентство просило провести проверку фактов сокрытия имущества банка, учетных документов, печатей и штампов, свидетельствующих о наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 195 и 201 УК РФ. К письму были приложены документы об ущербе, причиненном кредиторам банка. После проверки материалов, предоставленных Агентством, УВД Юго-Западного административного округа г. Москвы направило их в прокуратуру округа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К сожалению, прокуратура достаточных оснований для возбуждения уголовного дела не усмотрела. Последующая жалоба Агентства на неправильность такого решения была рассмотрена прокуратурой г. Москвы. Решение УВД округа об отказе в возбуждении уголовного дела, согласованное с прокуратурой округа, прокуратурой города, отменено 17 ноября 2005 г. как незаконное и необоснованное. О допущенных нарушениях норм уголовно-процессуального закона в ГУВД г. Москвы внесено представление. Однако до настоящего времени решение вопроса о возбуждении уголовного дела затягивается. Не менее показателен пример незаинтересованного решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в преднамеренном банкротстве КБ "АКА-Банк", ликвидатором которого назначено Агентство. Изучение имеющейся в банке документации показало, что до принятия решения о его ликвидации было совершено большое количество операций по обналичиванию денежных средств. За 5 месяцев (с сентября 2004 г. по февраль 2005 г.) объем таких операций в банке превысил 129 млрд. рублей. Ежедневно три некоммерческие организации - клиенты банка получали из кассы в общей сумме до одного млрд. рублей. В схеме по обналичиванию денежных средств были задействованы более двадцати банков-контрагентов. Все средства, полученные клиентами банка в виде кредитов и платы за векселя, обналичивались по отработанной схеме через фирмы, зарегистрированные, как правило, по фиктивным адресам. Документы финансовой отчетности, имеющиеся в кредитных досье, были сфабрикованы. В итоге действия руководителей банка привели к тому, что при заявленных требованиях кредиторов на сумму более 170 млн. рублей оценочная стоимость реальных активов банка составила лишь 7,6 млн. рублей. Все вышеперечисленные факты, указывающие на признаки преступной деятельности руководителей банка, были изложены в письме Агентства, направленном в УВД Юго-Восточного административного округа г. Москвы. В ответ из УВД в Агентство поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Примечательно, что в постановлении по существу был продублирован текст заявления Агентства, но в конце сделан вывод: "Факты, изложенные в заявлении, могут иметь место только после предоставления со стороны конкурсного управляющего ОАО САКБ "АКА-Банк" необходимых документов". Приведенные примеры показывают, что не всегда Агентству удается найти результативную форму взаимодействия с правоохранительными органами. Для Агентства главной государственной задачей является максимально полное удовлетворение требований кредиторов кредитной организации-банкротов. Для выполнения этой задачи надо собрать все их активы, в том числе и скрываемые. Направляя уведомление о совершении преступления, Агентство рассчитывает на соответствующую помощь органов внутренних дел в поиске этих активов, отсутствующих документов и т. п. В свою очередь правоохранительные органы основной своей задачей видят установление события преступления и лиц, виновных в его совершении. Вполне понятно, что они хотели бы сразу получить заключение финансистов с документами, подтверждающими наличие у кредитной организации имущества в прошлом, его утрату в результате преступных действий ее работников, сумму ущерба, виновность конкретных должностных лиц. Практика показывает, что удовлетворить взаимные требования в начальной стадии конкурсного производства в кредитной организации, как правило, невозможно. По этой причине нужны доверительные согласованные действия Агентства и правоохранительных органов для успешного решения стоящих перед ними задач. К сожалению, нужно признать, что до настоящего времени состояние взаимодействия Агентства с правоохранительными органами требует значительного совершенствования. Отсутствует согласованная схема взаимодействия Агентства с правоохранительными органами, особенно с органами внутренних дел. Так, упомянутое выше Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 обязывает направлять заключения по выявленным фактам преднамеренного банкротства в орган предварительного расследования. На практике такой орган определяется по территориальности в зависимости от места совершения преступления, которую на начальном этапе определить бывает сложно. Вместе с тем в соответствии со ст. 144 УПК РФ и по сложившейся практике материалы, свидетельствующие о фактах совершения преступлений, требуют доследственной проверки. Исходя из этого, Агентство все такие материалы направляет в Департамент экономической безопасности МВД России и региональные органы прокуратуры одновременно. Департамент по своему усмотрению оставляет эти материалы для проверки у себя или направляет в территориальный подчиненный орган. В свою очередь этот орган, например ГУВД г. Москвы, получив материалы, направляет их в УВД административного округа, а далее они направляются в районный отдел внутренних дел. Прохождение материалов длится не менее месяца. Получив их, оперативные работники и следователи районного звена, не имеющие необходимой подготовки и опыта работы по расследованию фиктивных и преднамеренных банкротств, теряются перед сложностью и объемом стоящих задач. Не способствует расследованию преднамеренного банкротства и отсутствие научно-методической литературы, профильной подготовки и повышения квалификации специалистов различного уровня. Вместе с тем, несмотря на незначительный опыт и сложность привлечения к ответственности лиц, виновных в фиктивном или преднамеренном банкротстве, перспектива успешного решения этих вопросов имеется. Основой здесь должно стать повышение эффективности взаимодействия Агентства и МВД России. Организационным началом здесь может стать заключение Соглашения о взаимодействии МВД России и Агентства, которым будут установлены порядок этого взаимодействия, взаимные обязанности сторон при выявлении и расследовании преступлений в кредитно-финансовой сфере. Нужны также регулярные взаимные консультации, информирование специалистов по текущим делам и на перспективу. Агентство могло бы направлять в МВД России материалы о выявленных его работниками сомнительных сделках руководителей ликвидируемых кредитных организаций, содержащие признаки преступлений, проверки по которым относятся к компетенции органов внутренних дел, предоставлять материалы гражданских производств об установлении юридических фактов, имеющих значение для решения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел и их расследованием, передавать подготовленные Агентством аналитические и справочные документы, имеющие отношение к криминальным банкротствам кредитных организаций, и др. В свою очередь МВД России было бы целесообразно установить контроль за ходом рассмотрения территориальными органами внутренних дел материалов Агентства о выявленных в ходе конкурсного производства признаках совершения преступлений, оказывать Агентству помощь в обнаружении имущества, полученного в результате преступных действий руководителей и собственников, предоставлять возможность проверять законность регистрации и снятия с учета автомобилей, входящих в имущество ликвидируемых банков, регистрации фирм, участвующих в их операциях, и др. Полезным делом была бы также совместная разработка специалистами МВД Росси и Агентства пособий для представителей конкурсного управляющего и работников органов внутренних дел по вопросам выявления и расследования преступлений, совершенных должностными лицами кредитных организаций, подлежащих ликвидации или признанных банкротами. Необходима также разработка тактики взаимодействия правоохранительных органов, Банка России и Агентства на начальных этапах ликвидации и банкротства по сохранению материальных ценностей, имеющихся доказательств преступной деятельности и их процессуальному закреплению.

Название документа