Основные подходы к управлению процессом ликвидации кредитных организаций

(Мирошников В. А.) ("Банковское право", 2006, N 1) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ЛИКВИДАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. А. МИРОШНИКОВ

Мирошников В. А., первый заместитель генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", кандидат экономических наук.

До принятия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <*> (далее - Закон) в редакции от 20 августа 2004 г. процедура банкротства (ликвидации) кредитных организаций не имела принципиальных отличий от аналогичных процедур на иных предприятиях, за исключением, пожалуй, момента их начала. Заявление о признании кредитной организации банкротом или о ее принудительной ликвидации арбитражный суд принимал только после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1097; 2004. N 34. Ст. 3536.

В то же время при ликвидации кредитных организаций возникает множество особенностей, обусловленных спецификой их деятельности, которые не были учтены в предшествующей редакции Закона. В частности, в отличие от предприятий у кредитных организаций, особенно крупных, как правило, имеется множество кредиторов (до десятков тысяч и более), которые проживают (физические лица) или располагаются (юридические лица) в различных регионах (по местам расположения филиалов). До недавнего времени требования кредиторов кредитных организаций устанавливал арбитражный суд. Это существенно осложняло жизнь всем участникам процесса. Кредиторы были вынуждены направлять заявления об установлении их требований в арбитражный суд и конкурсному управляющему. Зачастую эти заявления не соответствовали формальным требованиям, поскольку многие кредиторы (особенно вкладчики - физические лица) не имеют представления о требованиях к заявлениям, предъявляемых судами. Конкурсные управляющие должны были тратить колоссальные усилия для организации этого процесса, привлекая множество юристов, вынужденных ходить на заседания судов, в которых рассматривались по большей части бесспорные вопросы. Так, в процессе конкурсного производства по банку "СБС-Агро" требования его вкладчиков рассматривали чуть ли не все судьи Арбитражного суда г. Москвы. Другой особенностью кредитных организаций является их вовлеченность во множество неоднородных экономических процессов. Они аккумулируют средства многочисленных инвесторов, в том числе вкладчиков, и трансформируют их различным образом в инвестиции (предоставление кредитов, приобретение ценных бумаг и т. п.) реальному сектору экономики, другим банкам, финансовым организациям. Кроме того, кредитные организации являются также центрами расчетов субъектов экономики. В этой связи банкротство банков, особенно крупных, создает социальную напряженность, хозяйствующим субъектам могут быть нанесены серьезные убытки, снижается доверие ко всей банковской системе, что, в свою очередь, может породить эффект "домино" - привести к неплатежеспособности другие банки. Если же при этом кредиторы обладают информацией о том, что существующая система ликвидации неэффективна и вероятность возврата средств минимальна, - это лишь усугубляет ситуацию. Учитывая вышесказанное, Закон возложил на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) полномочия конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, и отсутствующих кредитных организаций - должников. В декабре 2004 г. на Агентство также была возложена функция ликвидатора банков, привлекающих средства физических лиц. Такое решение соответствует мировой практике. Во многих странах ликвидацией занимаются организации, осуществляющие страхование депозитов (США, Испания, Канада), или планируется наделить их этой функцией (Бразилия, Болгария). В какой-то степени катализатором принятия данного решения в России явился "кризис доверия" на банковском рынке летом 2004 г., когда несколько довольно крупных банков обанкротились. Возможности корпоративного конкурсного управляющего адекватны целям и задачам, которые реализуются при банкротстве кредитных организаций. Не имея коммерческих целей, располагая собственным имуществом в размере, достаточном для выполнения возложенных на него задач, и принимая на себя всю полноту ответственности за проведение процедуры банкротства, Агентство способно: - консолидировать и своевременно перераспределять имеющиеся трудовые и материальные ресурсы для решения задач конкурсного производства; - добиваться возврата незаконно полученных и (или) удерживаемых активов ликвидируемых кредитных организаций; - сокращать сроки процедур банкротства и оптимизировать расходы на конкурсное производство, в том числе за счет специализации и увеличения масштабов деятельности конкурсного управляющего, безвозмездной реализации им своих полномочий; - обеспечивать привлечение к ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства; - действовать независимо в пределах предоставленных полномочий, пресекать попытки оказания неправомерного воздействия на конкурсного управляющего со стороны отдельных кредиторов, а также собственников, менеджеров и должников ликвидируемой кредитной организации. Фактически Агентство приступило к осуществлению функций конкурсного управляющего с 23 декабря 2004 г. По состоянию на 1 января 2006 г. Агентство осуществляет 46 проектов по ликвидации кредитных организаций (далее - банк), в том числе: в 38 банках является конкурсным управляющим, из которых четыре банка перешли от процедуры ликвидации к банкротству, и в восьми банках назначено ликвидатором. Основное количество ликвидируемых банков (39) находится в Московском регионе, семь региональных банков - в г. Можга (Удмуртская Республика), пос. Каа-Хем (Республика Тыва), г. Красноярск, г. Курган, г. Санкт-Петербург, г. Южно-Сахалинск, г. Пошехонье (Ярославская обл.). Следует отметить, что у трех банков лицензии были отозваны еще в 1995 - 1997 гг., однако заявления о признании банков банкротами и процедуры конкурсного производства возбуждены в 2005 г. Эти банки признаны несостоятельными (банкротами) как отсутствующие должники. В трех кредитных организациях, процедуры конкурсного производства в которых продолжались 5 - 7 лет, произведена замена конкурсных управляющих - физических лиц на Агентство. По состоянию на 1 января 2006 г. в семи банках назначены временные администрации Банка России. Таким образом, в ближайшее время планируется осуществление Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) в 53 банках, в том числе в 46 в г. Москве. Учитывая существующую динамику отзыва Банком России лицензий на осуществление банковских операций и продолжительность от одного до полутора лет конкурсного производства (ликвидации), планируется одновременное осуществление Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) в 50 - 60 банках, в т. ч. в 45 - 50 в г. Москве.

Прогноз количества московских банков, ликвидируемых Агентством <*>

Организация работы Агентством по осуществлению функций конкурсного управляющего (ликвидатора) на начальном этапе осуществлялась, исходя из одновременной ликвидации 20 - 25 банков. Такой прогноз основывался на статистике отзыва лицензий на осуществление банковских операций Банком России до наделения Законом Агентства полномочиями конкурсного управляющего. Основной подход, используемый до последнего времени Агентством для организации работ по ликвидации банков, условно можно назвать "проектным" с элементами системного подхода. Имеется в виду, что каждый банк отличается своими особенностями, например, один имеет свое собственное помещение, причем с излишними площадями, у другого их нет вовсе и т. п. Очевидно, что в этом случае второй банк выгодно разместить в помещении первого банка, оплачивая ему аренду. Одновременно целесообразно объединить ряд технологических элементов, например бухгалтерский учет, установление требований кредиторов, IT-технологии, эксплуатацию, охрану здания и т. п. Таким образом, за счет эффекта масштаба и специализации сократятся расходы банков. Однако при значительном увеличении количества банков, находящихся в ведении Агентства, такой подход может не оправдать себя. Например, что делать, если подошло время реализации здания: искать помещение, принадлежащее другому банку, и переезжать? А если на новом месте недостаточно производственных площадей, отсутствует необходимое оборудование, это помещение через два месяца подлежит реализации? Можно, конечно, для каждого банка арендовать собственное помещение. Но тогда для каждого банка придется создавать собственную производственную инфраструктуру (подразделения бухучета, установления требований и т. п.), что, в свою очередь, снизит эффективность ликвидационных процедур. Таким образом, возникает необходимость внесения изменений в организацию работы по ликвидации банков, при которой Агентство могло бы более эффективно выполнять функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при увеличивающемся количестве банков. В первую очередь это касается организации ликвидационных процедур и распределения затрат на ведение конкурсного производства (ликвидации), а также оптимизации размещения банков на служебной площади. В настоящее время банки, в которых Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора), можно разделить на три группы: московские банки, региональные банки и банки - отсутствующие должники. Опыт, накопленный Агентством при осуществлении функций конкурсного управляющего (ликвидатора), показал, что наибольшей спецификой отличается организация ликвидационных процедур в банках Московского региона. В этой связи в целях оптимизации процесса ликвидационных процедур последних осуществление этих функций будет возлагаться на: а) проектных работников, т. е. на представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) и работников, сопровождающих ликвидационный проект, одновременно осуществляющих ликвидационные процедуры в 4 - 5 банках. Количество таких работников зависит от объема работ в ликвидируемых банках; б) обеспечивающие подразделения, оказывающие услуги по сопровождению ликвидационного проекта: ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, приему и рассмотрению требований кредиторов, сопровождению программных средств, системотехническому обеспечению, юридическому сопровождению ликвидационных процедур, обслуживанию текущего архива банков и пр. В этих целях по первоначально сложившейся практике Агентство заключало договора главным образом с физическими лицами. Расходы на оказание данных услуг определялись представителем конкурсного управляющего в зависимости от необходимого объема работ. Однако в настоящее время в связи с увеличением количества ликвидируемых банков осуществление полноценного контроля и управления ликвидационными процедурами связано со все более значительными трудностями. Поэтому планируется планомерно переводить банки, в которых данная работа осуществляется физическими лицами, на обслуживание специализированных организаций, основными критериями при отборе которых являются: - опыт работы в соответствующей сфере деятельности; - деловая репутация; - стоимость выполнения работ; - устойчивость финансового положения; - наличие квалифицированного персонала, обеспечивающего выполнение работ; - наличие лицензий, подтверждающих право работы в соответствующей сфере деятельности (если таковые требуются). Для определения стоимости оказания банку услуг специализированными организациями в Агентстве разработан проект Методических рекомендаций по определению стоимости оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности ликвидируемых кредитных организаций, рассмотрению требований кредиторов, обслуживанию архива и юридических услуг. Расширение практики привлечения специализированных организаций для участия в процедурах банкротства (ликвидации) кредитных организаций позволяет: - снизить текущие расходы банков, в том числе потому, что при расторжении договоров с физическими лицами необходимо выплачивать выходные пособия и компенсации за неиспользованный отпуск; - повысить качество оказываемых услуг, так как участие в этой работе организаций предполагает более высокую ответственность за ее результаты и возможность привлечения узкоспециализированных специалистов; - оперативно перераспределять работников между банками на участки, требующие в текущий момент повышенных трудозатрат. Важным условием оптимизации, в т. ч. удешевления ликвидационных процедур, в частности ведения бухгалтерского учета, осуществления технического, юридического и программного обслуживания, а также ведения реестра требований кредиторов, является размещение ликвидируемых банков в одном помещении. При решении данной задачи Агентство столкнулось с проблемой поиска в короткие сроки подходящих помещений. Поэтому выбор был сделан в пользу аренды таких помещений на длительный срок за счет средств Агентства с последующей компенсацией понесенных расходов из конкурсной массы ликвидируемых банков путем предоставления им арендованных помещений в субаренду. Положительными аспектами такого решения проблемы являются: - отсутствие необходимости переезжать из одного помещения в другое в случае реализации помещения, принадлежащего банку; - возможность с меньшими временными затратами одновременного осуществления представителем конкурсного управляющего ликвидационных процедур в нескольких банках; - снижение расходов на охрану помещений; - возможность использования единого помещения для обслуживания кредиторов нескольких банков. Разработка единых подходов к определению стоимости оказания юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, рассмотрению требований кредиторов и пр. позволяет более точно определять стоимость конкретных услуг и повысить уровень контроля за деятельностью представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) со стороны Агентства и кредиторов банка. Таким образом, планируемая организация процесса конкурсного производства (ликвидации) позволит оптимизировать расходы на проведение конкурсного производства (ликвидации) путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью эффективного решения всего комплекса задач конкурсного управляющего (ликвидатора).

Название документа