Урегулирование требований кредиторов в ходе ликвидационных процедур

(Филатова М. В.) ("Банковское право", 2006, N 1) Текст документа

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР

М. В. ФИЛАТОВА

Филатова М. В., директор Департамента урегулирования требований кредиторов государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Российская Федерация имеет опыт банкротств не более 13 лет, тем не менее за этот не столь значительный период времени законодательство о банкротстве претерпело существенные изменения, приспосабливаясь к современным реалиям. Процедуры становятся более открытыми и публичными, в них существенно возрастает роль государства, появляются и совершенствуются законы о несостоятельности (банкротстве) отдельных категорий должников. Весьма характерно в этом отношении банкротство кредитных организаций, одним из отличий которого от банкротства предприятия является, как правило, наличие большого числа кредиторов. Как известно, в отношении кредитных организаций возможна лишь одна процедура банкротства - конкурсное производство, которое подразумевает соразмерное удовлетворение требований кредиторов. В этой связи вопрос урегулирования таких требований является одним из самых важных в работе конкурсного управляющего кредитной организации. Под урегулированием требований кредиторов понимаются осуществляемые конкурсным управляющим действия в ходе конкурсного производства, направленные на своевременное установление и полный учет требований кредиторов в соответствии с обязательствами кредитной организации, а также проведение расчетов с кредиторами. Вступивший в силу в ноябре 2004 года Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" <*> привнес ряд существенных новаций в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <**> (далее - Закон). Изменения коснулись практически всех направлений конкурсного производства в кредитных организациях, начиная с определения кандидатуры конкурсного управляющего и заканчивая его обязанностью регулярно публиковать в средствах массовой информации сведения о ходе конкурсного производства. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3536. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1097.

В интересах кредиторов с целью ускорения процедуры банкротства законодатель вернул ранее существовавшую норму установления требований кредиторов, а именно наделил конкурсного управляющего полномочиями по установлению требований кредиторов, в то время как Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон о банкротстве) предусматривает установление требований арбитражным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве должника. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 18; 2005. N 44. Ст. 4471.

Существующая на протяжении немногим более трех лет практика установления требований кредиторов арбитражным судом показала, что в отношении кредитных организаций с большим числом кредиторов процедура установления требований может занимать достаточно продолжительное время, тем самым увеличивая срок конкурсного производства и отдаляя расчеты с кредиторами. Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) за первый год выполнения в соответствии с Законом функций конкурсного управляющего (ст. 50.11) более чем в сорока кредитных организациях столкнулась как с банками, имеющими не более 10 кредиторов, так и с банками, в которых количество кредиторов приближается к 7 тысячам, большинство из которых являются физическими лицами. Кроме того, защищая интересы кредиторов, законодатель ввел новую норму - обязал временную администрацию по управлению кредитной организацией, назначаемую Банком России, рассматривать и устанавливать требования кредиторов, а также вести реестр этих требований (далее - реестр) (ст. 22.1 Закона). В состав временной администрации по управлению кредитной организацией теперь могут входить работники Агентства. Данная норма уже на стадии отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций позволяет Агентству как потенциальному конкурсному управляющему оценить ситуацию и заранее приступить к установлению требований кредиторов. Сокращение сроков рассмотрения требований автоматически приближает процедуру расчетов с кредиторами, при этом кредитор избавлен от необходимости повторно предъявлять требование конкурсному управляющему. Еще одним нововведением стала прерогатива конкурсного управляющего устанавливать срок закрытия реестра (ст. 50.28 Закона). Следует отметить, что реестр - это один из важных документов, который должен составить конкурсный управляющий и который содержит полную информацию о кредиторе, в том числе о размере и составе его требований на дату отзыва у кредитной организации лицензии Банка России на осуществление банковских операций, очередность удовлетворения требований, а также основания возникновения требования. Форма реестра установлена Банком России в Положении от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2005. N 67.

В соответствии с реестром происходит расчет с кредиторами, а также определяются участники первого и последующих собраний кредиторов. Урегулирование Агентством требований кредиторов проходит ряд этапов. Первый этап - установление требований - можно разделить на четыре процедуры: получение конкурсным управляющим реестра от временной администрации по управлению кредитной организацией; получение письменных заявлений кредиторов о предъявлении ими требований к кредитной организации, а также рассмотрение этих требований; определение размера, состава требований и очередности их удовлетворения; ведение и формирование реестра. Временная администрация по управлению кредитной организацией, назначаемая Банком России, в срок, не превышающий 10 дней после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, в соответствии с Законом передает, а конкурсный управляющий принимает: реестр требований кредиторов; заявления кредиторов о предъявлении требований, рассмотренных временной администрацией и включенных ею в реестр; заявления кредиторов о предъявлении требований, не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий; документы, предъявленные кредиторами в обоснование своих требований, как включенных, так и не включенных в реестр. Указанные мероприятия проводит представитель Агентства как конкурсного управляющего, который назначается в соответствии со ст. 50.20 Закона. Как уже упоминалось, для целей включения требований кредиторов в реестр конкурсный управляющий устанавливает срок предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. В Агентстве конкретный срок устанавливается правлением Агентства, исходя из возможного количественного состава кредиторов и наличия у кредитной организации филиальной сети. По истечении указанного срока реестр считается закрытым. Для целей осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди (в кредитных организациях, которые не являются участниками системы страхования вкладов) установлен срок для предъявления требований в два месяца со дня первого опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. При отнесении поступивших к конкурсному управляющему требований к числу предъявленных в установленный срок учитывается дата почтового уведомления о вручении требования конкурсному управляющему (при направлении требований по почте) или штамп о регистрации требования (при передаче требований через канцелярию ликвидируемой кредитной организации), подтверждающие срок получения конкурсным управляющим указанных требований (ст. 50.28 Закона). При предъявлении требования кредитор должен предоставить соответствующее письменное заявление, в котором излагается существо требования и указываются сведения о себе. Представитель кредитора, действующий на основании доверенности, прилагает к заявлению нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его право на предъявление требований, а наследники кредитора при предъявлении требований должны предоставить свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию. Закон обязывает кредитора доказать конкурсному управляющему правомерность заявленных требований. В этой связи требования должны предъявляться кредиторами с приложением подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность требований (ст. 50.28). В своей работе Агентство столкнулось с непониманием кредиторами указанной нормы Закона. Очевидно, что когда два лица заключают какое-либо соглашение в письменной форме, то документы, подтверждающие это соглашение, составляются не менее чем в двух экземплярах по одному для каждой из сторон. Имеющийся у Агентства опыт подтвердил правомерность данного условия, поскольку во многих кредитных организациях, в отношении которых Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего или ликвидатора, отсутствуют не только электронная база данных по всем операциям кредитной организации, но и какие-либо иные документы (архив), без чего установление наличия и обоснованности требований не представляется возможным. В случае отсутствия электронной базы и архива Агентство запрашивает в Банке России информацию о движении денежных средств по корреспондентскому счету кредитной организации, открытому в Банке России, которая впоследствии помогает либо признать требование кредитора, либо отказать в его установлении. При рассмотрении требований кредитора и установлении их размера выясняется полнота и достаточность сведений о кредиторе (для его идентификации) и обоснованности предъявленных им требований, а именно, указаны ли в требовании сведения о кредиторе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, адрес регистрации и адрес для почтовых уведомлений, банковские реквизиты - для физического лица или наименование, юридический и фактический адрес места нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; подписано ли требование надлежащим лицом (либо требование не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его либо должностное положение которого не указано); достаточно ли предъявленных доказательств для признания требований обоснованными (полностью или частично); получена ли кредитором сумма страхового возмещения (только по требованиям кредиторов - физических лиц, чьи вклады подлежат страхованию). Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии с правилами, установленными Законом о банкротстве с учетом особенностей, закрепленных в Законе. Для кредитных организаций существует три очереди удовлетворения требований. В первую очередь удовлетворяются: требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также осуществляется компенсация морального вреда; требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета; требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <*> (далее - Закон о страховании вкладов); требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <**> (далее - выплаты Банка России) (ст. 50.36 Закона). Во вторую очередь удовлетворяются требования, связанные с задолженностью по заработной плате, и в третью - все остальные. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3232.

Проверка обоснованности требований осуществляется с использованием сведений бухгалтерского учета кредитной организации, а также сведений о выплате суммы страхового возмещения в соответствии с Законом о страховании вкладов (только для банков - участников системы страхования вкладов). Требования кредиторов, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда или иным судебным актом, при отсутствии сведений о последующем частичном или полном удовлетворении либо о прекращении таких требований считаются установленными и включаются в реестр. По итогам рассмотрения заявленных требований Агентство направляет кредитору уведомление с указанием размера и состава установленных требований, а также очередности их удовлетворения. Если требования кредитора признаются необоснованными полностью или частично, в уведомлении кредитору указываются основания, по которым предъявленные требования не могут быть полностью или частично включены в реестр. Как показал опыт, надлежащим образом сформированные требования заявляют главным образом юридические лица. Вкладчикам же сложнее сориентироваться в данном вопросе. Поэтому Агентство в целях оказания им помощи разработало типовые формы предъявления требований и наряду с соответствующими пояснениями разместило их на своем сайте. Кроме того, кредиторы могут получить телефонные консультации. Агентство в интересах кредиторов, чьи вклады подлежат страхованию, но суммы страхового возмещения по которым ими не получены, в уведомлении также предлагает кредитору получить сумму соответствующего страхового возмещения, сведения о его конкретном размере, а также месте и порядке получения. Требование кредитора должно быть рассмотрено и соответствующее уведомление направлено кредитору в течение 30 рабочих дней с даты поступления заявления кредитора о предъявлении требования. Требования, предъявленные временной администрации, но не рассмотренные ею до истечения срока ее полномочий и переданные конкурсному управляющему, рассматриваются в общем порядке. В этом случае уведомления кредиторам о результатах рассмотрения их требований направляются в срок, не превышающий 60 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 50.28 Закона). Требования кредиторов, предъявленные временной администрации, рассмотренные и включенные ею в реестр, переданный конкурсному управляющему, подлежат контролю со стороны конкурсного управляющего в целях проверки обоснованности и полноты их включения реестр. В первую очередь контролируется достоверность данных о личности кредитора, размере и составе требования, основаниях его возникновения, а также очередности удовлетворения. Это необходимо в целях возможной корректировки реестра вследствие выплаты в период с момента отзыва (аннулирования) лицензии до дня вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства (только для банков - участников системы страхования вкладов) страхового возмещения кредиторам - физическим лицам. По результатам контроля конкурсный управляющий принимает решение о полном или частичном исключении из реестра требований, которые признаны необоснованными. Уведомление о полном или частичном исключении требований из реестра должно быть направлено соответствующему кредитору в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Руководствуясь Законом, конкурсный управляющий может принять решение о включении в реестр требований кредиторов первой или второй очереди без их письменных заявлений на основании сведений, имеющихся в кредитной организации (ст. 50.30). Данная норма используется Агентством, как правило, в отношении кредитных организаций, в которых Агентство выполняло сначала функции ликвидатора, а затем конкурсного управляющего. Это избавляет кредитора от повторного заявления требований. Уведомления таким кредиторам направляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр. Включению в реестр подлежат требования кредиторов: установленные конкурсным управляющим, в том числе первой и второй очереди, на основании сведений, имеющихся в кредитной организации, без письменных заявлений кредиторов (уведомление о включении требований в реестр направляется кредитору в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр); установленные судебным актом, в том числе по результатам рассмотрения возражений кредиторов на действия конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий вправе исключить из реестра требования кредиторов: признанные им необоснованными по результатам контроля реестра, составленного временной администрацией; признанные необоснованными соответствующим определением суда; требования кредиторов, предоставивших письменное согласие на их исключение из реестра. Изменения в реестр могут быть внесены на основании: определения арбитражного суда, вынесенного в том числе по результатам рассмотрения возражений кредитора; предоставленной Агентством информации о кредиторах, получивших выплату возмещения по вкладам; предоставленной кредитором (представителем, наследником, правопреемником кредитора и т. д.) информации об изменении сведений о кредиторе. Требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра, учитываются отдельно от требований, предъявленных в установленный срок. Немаловажным является также вопрос урегулирования разногласий по размеру, составу и очередности удовлетворения требований. В случае несогласия кредитора с результатами рассмотрения конкурсным управляющим предъявленных им требований, в том числе со сведениями о размере, составе и (или) очередности удовлетворения требований, включенными в реестр, кредитор вправе обратиться с возражениями в арбитражный суд в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения им от конкурсного управляющего соответствующего уведомления (ст. 50.28 Закона). По результатам рассмотрения возражений кредиторов арбитражным судом выносится определение о включении или об отказе во включении требований таких кредиторов в реестр с указанием их размера и очередности удовлетворения. Как видно, работа по установлению требований и ведению реестра очень кропотлива и трудоемка. Как показывает практика, очень много здесь зависит от уровня ее организации. Поэтому в Агентстве создается группа по рассмотрению требований кредиторов для каждого банка, в состав которой, наряду со специалистами Агентства, входят сотрудники банков и юристы, сопровождающие процедуры конкурсного производства или ликвидации. Второй этап урегулирования требований кредиторов - расчеты с кредиторами. Они проводятся на основании данных, включенных в реестр, из денежных средств, входящих в состав сформированной конкурсной массы кредитной организации и зарезервированных для проведения расчетов. Расчеты с кредиторами осуществляются в валюте Российской Федерации с основного счета кредитной организации, открытого в Банке России и (или) в Агентстве. В ходе конкурсного производства (принудительной ликвидации) кредитной организации погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований не допускается. Удовлетворение требований кредиторов первой очереди для кредитных организаций, не являющихся участниками системы страхования, осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат, а в кредитных организациях - участниках системы - только в порядке окончательных выплат. В порядке предварительных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди, которые предъявлены в срок до двух месяцев со дня первого опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее 30 дней со дня истечения срока предъявления ими требований для целей предварительных выплат и не ранее 10 дней со дня опубликования объявления о порядке и об условиях проведения предварительных выплат кредиторам первой очереди. Размер удовлетворения требований в рамках предварительных выплат определяется исходя из объема денежных средств, имеющихся на счетах кредитной организации в Банке России и Агентстве на день истечения срока предъявления требований для целей предварительных выплат. На осуществление предварительных выплат направляется 70 процентов указанных денежных средств. Удовлетворение требований кредиторов в порядке предварительных выплат осуществляется в течение трех месяцев с момента начала выплат. На практике в случае незначительного числа кредиторов и при предоставлении ими реквизитов для зачисления средств предварительные выплаты проводятся достаточно быстро, Агентство стремится в своей работе рассчитаться с кредиторами в кратчайшие сроки. При недостаточности денежных средств для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенным в реестр. При недостаточности средств для удовлетворения требований в полном объеме в порядке предварительных выплат средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной реестром, при этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра, удовлетворяются за счет имущества кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр. Требования кредиторов первой очереди, предъявленные после закрытия реестра и завершения расчетов с кредиторами первой очереди, но до завершения расчетов со всеми кредиторами, удовлетворяются до удовлетворения требований кредиторов последующей очереди. До полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований последующей очереди приостанавливается. Если такие требования были предъявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они удовлетворяются после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок. Требования кредиторов второй очереди удовлетворяются аналогично требованиям кредиторов первой очереди, за исключение того, что на них не распространяются предварительные выплаты. Расчеты с кредиторами третьей очереди начинаются после реализации имущества, которое является предметом залога по обязательствам кредитной организации (конечно, в том случае, если есть залог). Порядок удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, несколько отличается о порядка, предусмотренного Законом о банкротстве. Указанные требования удовлетворяются в составе третьей очереди за счет стоимости предмета залога после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей преимущественно перед иными кредиторами третьей очереди (ст. 50.36 Закона). Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, не удовлетворенные за счет стоимости предмета залога, удовлетворяются в порядке, аналогичном порядку удовлетворения кредиторов третьей очереди, чьи обязательства не обеспечены залогом. Требования кредиторов третьей очереди, чьи обязательства не обеспечены залогом и которые не являются требованиями по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, а также не являются требованиями по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), удовлетворяются после требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации. Затем удовлетворяются требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, а после них - требования по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам). Требования кредиторов третьей очереди, предъявленные после закрытия реестра, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов, которые описаны выше. Время от времени Агентству приходится урегулировать разногласия с кредиторами в судебном порядке. В этих случаях создается резерв денежных средств в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения оспариваемых требований. О начале расчетов с кредиторами каждой очереди, включая расчеты в порядке предварительных выплат с кредиторами первой очереди, но не позднее 10 дней до начала расчетов конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о порядке и сроках расчетов с кредиторами соответствующей очереди. Информация публикуется в периодическом печатном издании по месту расположения кредитной организации. Агентство проводит расчеты с кредиторами ликвидируемых кредитных организаций как наличными средствами (только для физических лиц), так и путем перечисления средств на счета, указанные кредиторами. Как правило, кредитные организации в период банкротства (ликвидации) не в состоянии содержать кассовые узлы, поэтому для наличных расчетов привлекаются банки-агенты, которые за комиссию в соответствии с переданным им конкурсным управляющим реестром проводят выплаты. Наиболее быстрым и дешевым способом являются безналичные расчеты - за короткий срок конкурсный управляющий может провести расчет со всеми кредиторами. По завершении расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства (в том числе в рамках предварительных выплат) в реестр вводятся сведения о погашении (частичном погашении) требований кредиторов, в том числе в результате осуществления Агентством в период конкурсного производства выплат возмещения по вкладам; в ходе предварительных выплат кредиторам первой очереди; в результате выплат Банка России на основании реестра произведенных Банком России выплат; в ходе расчетов в рамках окончательных выплат с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования как в установленный срок, так и по истечении этого срока; в ходе расчетов с кредиторами второй очереди, заявившими свои требования как в установленный срок, так и по истечении установленного срока; в ходе расчетов с кредиторами третьей очереди, чьи требования обеспечены залогом имущества кредитной организации; в ходе расчетов с другими кредиторами третьей очереди, заявившими свои требования как в установленный срок, так и по истечении установленного срока; в ходе удовлетворения требований кредиторов по субординированным кредитам. На 1 января 2006 г. Агентство установило 18 тысяч требований кредиторов, в том числе 15 тысяч первой очереди. Расчеты с кредиторами первой очереди были начаты в 13 кредитных организациях, в одной из них требования удовлетворены в полном объеме. В 4 кредитных организациях отсутствовали средства для проведения выплат. В одной кредитной организации проведены расчеты с кредиторами второй очереди. Таким образом, можно заключить, что работа по урегулированию требований кредиторов, включая установление требований и проведение расчетов, построенная в соответствии с Законом о банкротстве и Законом, обеспечивает защиту интересов кредиторов. Роль Агентства в данном вопросе также важна. Агентство не преследует корыстных целей. Удовлетворение требований кредиторов в максимально возможном объеме и в кратчайшие сроки - это норма работы Агентства, его основная цель как конкурсного управляющего.

Название документа