ОАО "А" являлось получателем безвозмездной технической помощи от иностранных государств, использованной для создания системы безопасности реакторного завода организации

ОАО "А" продало ОАО "Б", не являющемуся участником проекта технической помощи, несколько объектов использования атомной энергии, которые не могут функционировать без вышеуказанной системы безопасности.

Какие налоговые последствия по уплате налога на прибыль организаций влечет для ОАО "А" операция по внесению вышеуказанного имущества (системы безопасности реакторного завода) в уставный капитал ОАО "Б"?

Ответ: Если ОАО "А", являвшееся получателем безвозмездной технической помощи от иностранных государств, использованной для создания системы безопасности реакторного завода организации, продало ОАО "Б", не являющемуся участником проекта технической помощи, несколько объектов использования атомной энергии, которые не могут функционировать без вышеуказанной системы безопасности, операция по передаче системы безопасности в качестве доли в уставный капитал ОАО "Б" признается нецелевым использованием имущества, созданного за счет средств безвозмездной помощи, не учитываемых при налогообложении прибыли на основании пп. 6 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). В связи с этим у ОАО "А" возникает доход, учитываемый в целях исчисления налога на прибыль.

Обоснование: В целях налогообложения прибыли в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом налоговые льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335. Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается (ст. 1 Федерального закона N 95-ФЗ).

Как следует из вопроса, акционерному обществу ОАО "Б" планируется передача имущества, созданного за счет безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации. При этом ОАО "Б" не является участником проекта (получателем безвозмездной помощи).

Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 утвержден Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию) (далее - Порядок).

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что оборудование и другие материально-технические средства используются исключительно для целей технической помощи, предназначенной для конкретных получателей, и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проекта или программы технической помощи, проданы или сданы в аренду.

Кроме того, согласно п. 2.2 Порядка в случае нецелевого использования технической помощи таможенные платежи, налоги и иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с законодательством Российской Федерации пени и штрафы подлежат уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в изложенной в обращении ситуации с учетом положений п. 2.1 Порядка ОАО "Б" является третьим лицом, которому планируется передача имущества, созданного за счет средств, полученных в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.

При этом под передачей имущества может пониматься в том числе и операция по передаче этого имущества в качестве доли в уставный капитал третьей стороны.

В этом случае у ОАО "А" возникает нецелевое использование вышеуказанного имущества, приводящее к возникновению дохода, учитываемого в целях налогообложения прибыли.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

20.08.2011