Налоговый орган внес в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведения о наличии у организации задолженности по административному штрафу. Правомерны ли действия контролирующего органа?

Ответ: Действия налогового органа, который внес в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведения о наличии у организации задолженности по административному штрафу, неправомерны, поскольку административный штраф не относится к обязательным платежам, вносимым в бюджет в порядке исполнения обязанности налогоплательщика.

Обоснование: Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны:

- в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса представлять налогоплательщику справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;

- в течение десяти дней со дня поступления соответствующего запроса представлять налогоплательщику справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@. Пунктом 1 Порядка заполнения формы предусмотрено, что она учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе связанных с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В силу п. 5 этого Порядка в справке о состоянии расчетов отражаются, в частности, следующие данные:

- в графе 1 указывается наименование налога (сбора);

- в графе 2 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации (КБК).

При этом в силу п. 1 ст. 12, ст. ст. 13 - 15 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

- региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

- местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Административный штраф является одной из мер административного наказания (ст. ст. 3.3, 3.5 КоАП РФ).

Из данных норм можно сделать вывод, что задолженность по уплате административных штрафов не должна вноситься налоговым органом в справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций, поскольку административные штрафы, в том числе в области налогов и сборов, взыскиваются на основании постановлений об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ.

Заметим, что к аналогичному выводу пришли судьи в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2014 по делу N А33-8422/2013, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2011 по делу N А56-7181/2011.

Н. В.Лебедева

Консалтинговая группа "Аюдар"

14.03.2014