Казачье общество осуществляет деятельность по профилактике и борьбе с лесными и степными пожарами. Финансирование данного направления деятельности общества осуществляется за счет пожертвований в денежной форме, получаемых от граждан и организаций. Учитываются ли в доходах, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль, поступающие в общество вышеуказанные денежные средства при условии, что расходы из пожертвований осуществляются на приобретение средств тушения, на очистку и оборудование водоемов, прокапывание канав, очищение леса от сухостоя и другие аналогичные мероприятия по борьбе с пожарами?

Ответ: Пожертвования казачьему обществу на деятельность по профилактике и борьбе с пожарами будут признаваться целевыми поступлениями, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ, если выполняются следующие условия:

- деятельность казачьего общества по профилактике и борьбе с пожарами должна быть отражена в уставе;

- общество должно вести раздельный учет получаемых на противопожарную деятельность пожертвований и раздельный учет осуществляемых расходов из этих средств в соответствии с назначением, определенным жертвователем;

- расходы соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельных) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Пунктом 2 вышеуказанной нормы определено, что казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

При этом согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 154-ФЗ данный Закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.

Таким образом, финансирование деятельности казачьего общества, не связанной с государственной службой, осуществляется за счет иных (небюджетных) средств (источников).

Пунктом 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ определено, что одним из источников формирования имущества некоммерческой организации являются пожертвования.

Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В частности, согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В данном случае пожертвования делаются некоммерческой организации, созданной в форме казачьего общества, что законодательно не запрещено.

Следует иметь в виду: п. 3 ст. 582 ГК РФ предусматривает, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

В случае, о котором идет речь в вопросе, жертвуется имущество в виде денежных средств. В связи с этим очевидно, что жертвователи должны указать назначение использования жертвуемых средств, так как в противном случае невозможно будет проконтролировать целевое использование таких пожертвований.

Пункт 3 ст. 582 ГК РФ и п. 2 ст. 251 НК РФ указывают на обязанность налогоплательщика - получателя целевых средств вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Учитывая изложенное, пожертвования казачьему обществу на деятельность по профилактике и борьбе с пожарами будут признаваться целевыми поступлениями, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу п. 2 ст. 251 НК РФ, если выполняются следующие условия:

- деятельность казачьего общества по профилактике и борьбе с пожарами должна быть отражена в уставе;

- общество должно вести раздельный учет получаемых на противопожарную деятельность пожертвований и раздельный учет осуществляемых расходов из этих средств в соответствии с назначением, определенным жертвователем;

- расходы соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

19.08.2011