О ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

О.Ю. САВЧЕНКО

Савченко О.Ю., ведущий специалист отдела правового обеспечения электросетевой деятельности Департамента правового обеспечения ОАО "МРСК Урала".

Вопросы, связанные с правоустанавливающими документами при заключении договора на технологическое присоединение, имеют большое практическое значение в первую очередь для широкого круга субъектов хозяйственной деятельности. Автор рассматривает данную проблематику, отмечая, что сетевая организация при получении заявки на технологическое присоединение обязана во исполнение норм действующего законодательства, при этом не только Правил технологического присоединения, но и Гражданского кодекса РФ, проверять наличие у заявителя права на подачу такой заявки (правовой статус, правомочия в отношении энергооборудования и земельного участка, где оно расположено), т.е. соответствие статусу "заявитель" согласно Правилам технологического присоединения.

В настоящее время в связи с появлением специальных нормативных актов, регламентирующих процедуру технологического присоединения, прежде всего Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), учитывая отсутствие в них законченного перечня необходимых для технологического присоединения документов, учитывающего общие нормы гражданского законодательства, при построении взаимоотношений между сетевой организацией и заявителем в рамках технологического присоединения энергоустановок заявителя к сетям сетевой организации у заявителя может возникнуть недопонимание относительно перечня истребуемых сетевой организацией у заявителя документов для оформления договора и технических условий, в частности документов, подтверждающих правовой статус заявителя, права в отношении энергообъекта, а также земельного участка, на котором он находится.

По нашему мнению, полностью поддержанному Федеральной антимонопольной службой РФ, сетевая организация при получении заявки на технологическое присоединение обязана во исполнение норм действующего законодательства, при этом не только Правил технологического присоединения, но и Гражданского кодекса РФ, проверять наличие у заявителя права на подачу такой заявки (правовой статус, правомочия в отношении энергооборудования и земельного участка, где оно расположено), т.е. соответствие статусу "заявитель" согласно Правилам технологического присоединения.

Так, п. 1 Правил технологического присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроустановок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Из данной нормы следует, что присоединяемые энергопринимающие устройства должны принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности либо ином предусмотренном федеральными законами основании. Как отмечает Федеральная антимонопольная служба РФ, "иное толкование противоречило бы сущности технологического присоединения как услуги, результатом оказания которой является возможность получать электрическую энергию и использовать соответствующее принадлежащее собственнику либо иному законному владельцу имущество (энергопринимающие устройства), так как означало бы возможность третьих лиц обращаться за технологическим присоединением не принадлежащего им имущества (энергопринимающих устройств) при отсутствии на то поручения собственника либо иного законного владельца. Подобные действия могут быть осуществлены третьими лицами не в интересах владельца присоединяемого имущества и служить способом оказания воздействия на последнего. В том числе при рейдерских захватах предприятий и объектов".

По смыслу п. 3, 4, 8, 9 Правил технологического присоединения сетевая организация осуществляет в отношении любых лиц, обратившихся в порядке, установленном названными Правилами, мероприятия по технологическому присоединению построенных этими лицами энергопринимающих устройств к своим сетям.

В связи с этим при обращении заявителя с заявкой на технологическое присоединение для подтверждения наличия оснований для технологического присоединения и подтверждения соответствия заявителя установленным требованиям как лица, имеющего право на обращение с заявкой на технологическое присоединение, заявителем должны быть представлены, помимо указанных в Правилах технологического присоединения, копии учредительных документов (устав, учредительный договор), свидетельство о госрегистрации или свидетельство ФНС о перерегистрации в Реестре юрлиц (ОГРН), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документы о полномочиях подписавшего заявку лица (доверенность, приказ о назначении директора) - для юридических лиц; копии свидетельства о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - для индивидуального предпринимателя; копию паспорта - для физических лиц; а также копии правоустанавливающих документов на земельный участок, где предполагается строительство энергопринимающего оборудования, необходимого для подключения, копии правоустанавливающих документов на энергопринимающие устройства, присоединение которых предполагается (в т.ч. копии свидетельств о госрегистрации прав на недвижимое имущество, земельные участки), - для всех заявителей.

Правовым основанием для истребования сетевой организацией от заявителя указанных документов являются следующие обязательные нормы гражданского законодательства РФ.

Так, для заключения договора об осуществлении технологического присоединения заявитель направляет в сетевую организацию заявку с указанием информации, предусмотренной п. 9, 12, 14 Правил технологического присоединения, и приложением документов, перечисленных в п. 10, 13 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем п. 2, 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168), предусмотрено, что "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности; потребителями услуг являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики. Подпунктом "д" п. 7 Правил технологического присоединения предусмотрено составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, что невозможно без копий правоустанавливающих документов потребителя на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики. Подпунктом "в" п. 18 Правил технологического присоединения предусмотрена разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

В соответствии с п. 2 ст. 8, ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Так, права на недвижимое имущество, права на земельные участки подтверждаются соответствующими свидетельствами о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Вступая в договорные отношения с контрагентом, хозяйствующий субъект, действующий разумно и добросовестно, вправе и обязан установить наличие у контрагента права на заключение сделки, например наличие соответствующих полномочий на подписание договора, определенных доверенностью, выданной в надлежащем порядке (ст. 183, 185 ГК РФ), или учредительными документами юридического лица (ст. 173 ГК РФ). При этом такое требование не только не противоречит законодательству, но и его несоблюдение четко определено им как риск, который возлагается именно на лицо, не проверившее наличие полномочий на заключение сделки (ст. 174, 183 ГК РФ). Аналогичные последствия предусмотрены законодательством в отношении определения дееспособности контрагента - физического лица (ст. 171, 172, 175 - 177 ГК РФ).

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий физических и юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 19, ст. 47 ГК РФ имя гражданина подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. При этом гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (п. 1 ст. 19 ГК РФ). В РФ личность гражданина подтверждается паспортом гражданина (ст. 10 ФЗ "О гражданстве РФ" N 62-ФЗ от 31.05.2002).

Согласно ст. 48 ГК РФ юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. При этом правоспособность юридического лица возникает с момента его создания (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В РФ государственная регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя подтверждается свидетельством о внесении записи о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр юридических лиц/индивидуальных предпринимателей (ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Согласно п. 1 ст. 49, ст. 52 ГК РФ правоспособность юридического лица определяется его учредительными документами (т.е. юридическое лицо может осуществлять права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его учредительными документами, и нести связанные с этой деятельностью обязанности).

Из содержания указанных правовых норм следует, что при вступлении сетевой организации в договорные отношения с заявителем в целях недопущения нарушения законодательства необходимо подтверждение представляемых заявителем сведений соответствующими документами. При этом отсутствие такого подтверждения при совершении сетевой организацией определенных операций, связанных с ее хозяйственной деятельностью, влечет для сетевой организации негативные последствия, в том числе в виде налоговых рисков (например, отказ в возмещении НДС в отсутствие документов об ИНН контрагента по договору), применения административными органами мер ответственности, возникновения убытков (например, заявитель отказывается от оплаты технологического присоединения, и при этом сетевая организация не имеет возможности взыскать с него данную сумму, так как такого заявителя юридически не существует. Такая ситуация имеет место, когда заявитель представляет о себе сведения, не соответствующие действительности, и при отсутствии подтверждающих документов). При этом ответственность за подобные нарушения возлагается именно на сетевую организацию, поскольку ее деятельность должна строиться на принципах разумности и добросовестности.

Таким образом, для выяснения наличия у обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица прав собственности либо иных законных прав в отношении данных устройств сетевая организация имеет право запросить документы, подтверждающие наличие указанных прав у данного лица, либо иные документы, свидетельствующие о действии данного лица в интересах собственника (иного законного владельца) по поручению, а также проверить содержащиеся в заявке сведения о личности заявителя - физического лица, учредительные документы юридического лица, а также документы об имущественных правах заявителя.

Как указала Федеральная антимонопольная служба РФ в своих разъяснениях относительно истребуемых сетевой организацией при заключении договора технологического присоединения документов, указанные выше требования сетевой организации не являются нарушением п. 11 Правил технологического присоединения, а также не противоречат ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как данные требования соответствуют обычаям делового оборота, являются обычными при заключении гражданско-правовых договоров, направлены на выяснение правоспособности заявителя быть субъектом правоотношений, регулируемых данными Правилами, и не являются препятствием для добросовестных заявителей на получение услуги по технологическому присоединению.