Предпринимателю на праве собственности принадлежат земельный участок и расположенное на нем здание гаража. На основании постановления местной думы установлены налоговые ставки по земельному налогу с 2012 г. Так, указано, что в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для индивидуальных гаражей, применяется ставка в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости участка. В отношении прочих земельных участков - 0,1 процента от кадастровой стоимости участка. Вид разрешенного использования в отношении земельного участка установлен "Под индивидуальный гараж"
Правомерно ли предприниматель, осуществляющий в индивидуальном гараже предпринимательскую деятельность по ремонту автотранспортных средств, применяет ставку земельного налога в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости участка?
Ответ: Полагаем, что использование предпринимателем индивидуального гаража в целях предпринимательской деятельности по ремонту автотранспортных средств свидетельствует о том, что предприниматель не вправе применять ставку по земельному налогу в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости участка (установленную в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "Под индивидуальный гараж"), а должен применять ставку земельного налога 0,1 процента от кадастровой стоимости участка (в отношении прочих земельных участков).
Обоснование: Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой земельного налога, осуществляется гл. 31 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ) и обязателен к уплате на территориях этих образований.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения имеют право принимать муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 ст. 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Часть 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставляет правообладателям право самостоятельно выбирать виды разрешенного использования земельных участков. При этом в соответствии с ч. 3 этой же статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельный участок, предоставленный и используемый для индивидуальных гаражей, предполагает хранение автотранспортного средства.
Полагаем, что использование земельного участка с расположенным на нем гаражом для предпринимательской деятельности по ремонту автотранспортных средств свидетельствует о неправомерности применения предпринимателем ставки земельного налога в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости участка.
Приведенный вывод подтверждается Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А50-6289/2013.
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
13.03.2014