Организация в установленные сроки подала оформленную надлежащим образом уточненную налоговую декларацию. Через некоторое время подано заявление об отзыве уточненной налоговой декларации. Несмотря на это ИФНС России провела камеральную проверку отозванной налоговой декларации

Правомерны ли действия ИФНС России? Возможно ли отозвать поданную надлежащим образом налоговую декларацию?

Ответ: Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит указаний на возможность отзыва налоговой декларации. Позиция Минфина России и ФНС России основана на том, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрен отзыв налогоплательщиком ошибочно представленной в налоговый орган налоговой декларации. Таким образом, налоговые органы будут проверять все поданные надлежащим образом налоговые декларации.

В судебной практике подача заявления об отзыве налоговой декларации признается законным способом защиты налогоплательщиком своих прав. Соответственно, в случае возникновения спора и разрешения его в судебном порядке отзыв налогоплательщиком налоговой декларации будет учтен судом в качестве довода, исключающего проведение камеральной проверки в отношении данной декларации. Однако следует обратить внимание, что указанные выводы судов сформулированы в ситуациях, когда налоговые декларации были отозваны до окончания налоговой проверки по ним.

Обоснование: Порядок подачи первоначальной и уточненной налоговой декларации определен ст. ст. 80 и 81 НК РФ. Указанные нормы не содержат указаний на возможность отзыва налоговой декларации.

Процедура приема налоговых деклараций определена также в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н. Ни в разделе "Прием налоговых деклараций (расчетов)", ни в общих положениях указанного Административного регламента также не содержатся указания о возможности отзыва налоговых деклараций, предусмотрена только возможность отказа в приеме налоговой декларации, основания которого перечислены в п. 28 Административного регламента.

Таким образом, нормативно-правовые акты в сфере налогообложения ответа на поставленный вопрос не дают.

Однако имеется ряд писем Минфина России, в которых сформулированы выводы, имеющие отрицательное значение для налогоплательщика.

Так, в Письме Минфина России от 01.02.2011 N 03-02-08/6 указано, что НК РФ не предусмотрен отзыв налогоплательщиком ошибочно представленной в налоговый орган налоговой декларации.

Кроме того, в Письме ФНС России от 21.02.2012 N ЕД-3-3/549@ был рассмотрен аналогичный вопрос: об отзыве ошибочно поданной налоговой декларации. Позиция, которую заняла ФНС России, тождественна вышеизложенной: общий порядок, способы и основания для представления налогоплательщиками деклараций, а также уточненных деклараций установлены ст. ст. 80 и 81 НК РФ. Возможность отзыва ошибочно поданной декларации указанными статьями НК РФ не предусмотрена.

При этом следует отметить, что в судебной практике подача заявления об отзыве налоговой декларации признается одним из способов защиты налогоплательщиком своих прав.

Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2009 N КА-А41/12291-09 (Определением ВАС РФ от 21.05.2010 N ВАС-5968/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик подал декларацию по налогу на имущество, а в последующем было установлено, что он освобожден от уплаты указанного налога. В связи с этим общество обратилось в налоговый орган с письмом об отзыве поданных ранее налоговых деклараций по налогу на имущество организаций. Налоговые органы указанное заявление проигнорировали. Разрешая возникший налоговый спор в части уплаты налога на имущество, суд указал: "Направление в инспекцию письма от 23.12.2008 N 437 об отзыве налоговых деклараций по налогу на имущество организаций является не противоречащим закону способом исправления ошибки, допущенной при подаче налоговых деклараций лицом, применяющим специальный налоговый режим и освобожденным от подачи таких деклараций. В данном случае у заявителя отсутствовала обязанность по представлению уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, поскольку в силу п. 2 ст. 80 НК РФ налогоплательщик освобожден от представления налоговых деклараций в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на имущество организаций. При таких обстоятельствах ошибочное представление обществом налоговых деклараций по этому налогу не привело к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет". Аналогичным образом, но только применительно к земельному налогу, разрешена ситуация Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006, 16.11.2006 N А41-К2-1814/06.

В другом деле (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2007, 28.02.2007 N А40-77259/06-108-450 оставлено без изменения Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007, 21.05.2007 N 09АП-5536/2007-АК и ФАС Московского округа от 06.09.2007, 10.09.2007 N КА-А40/9158-07) налогоплательщиком было подано заявление об отзыве второй уточненной декларации по НДС, в котором заявитель просил учитывать для целей налогового контроля данные по НДС, отраженные в первой уточненной налоговой декларации по НДС. Несмотря на отзыв второй уточненной декларации по НДС, налоговый орган провел камеральную проверку второй уточненной декларации по НДС и вынес решение об отказе в возмещении НДС. Суд решение налогового органа отменил, указав следующее:

"В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При таких обстоятельствах у налогового органа не имеется правовых оснований выносить решение по отозванной заявителем уточненной налоговой декларации. Согласно ст. 81 НК РФ вносить изменения в декларацию необходимо только при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Налогоплательщиком обнаружено, что ошибок в первой уточненной декларации не было и факт подачи второй уточненной декларации был ошибочен, в связи с этим заявитель сообщил, что обстоятельств, предусмотренных ст. 81 НК РФ для подачи второй уточненной декларации, не было, все данные первой уточненной декларации верны и должны учитываться для целей налогового контроля. Налоговый орган фактически провел повторную камеральную проверку правильности исчисления и уплаты НДС, чего налоговым законодательством не предусмотрено".

Таким образом, в случае возникновения спора и разрешения его в судебном порядке отзыв налогоплательщиком налоговой декларации будет учтен судом в качестве довода, исключающего проведение камеральной проверки в отношении данной декларации. Однако следует обратить внимание, что в рассмотренной судебной практике налоговые декларации были отозваны до окончания налоговой проверки по ним.

С. А.Дергачев

Юридическая компания "Taxadvisor"

12.03.2014