Организация осуществляет оказание бытовых услуг населению по ремонту жилья и применяет ЕНВД. Не применяя ККТ, обязана ли организация выдавать населению бланк строгой отчетности, или же она должна выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств за услугу, по требованию клиента, то есть применяется ли п. 2 или п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"?
Ответ: Учитывая позицию Минфина России, организация, которая осуществляет оказание бытовых услуг населению по ремонту жилья и применяет ЕНВД, не применяя ККТ, обязана выдавать населению бланк строгой отчетности. Однако существует и другая позиция, согласно которой организация должная выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств за услугу, по требованию покупателя услуг, отвечающий требованиям п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как указано в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 данной статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование - для организации (фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, предусматривает такой код, как 016100 "Ремонт жилья и других построек".
Анализируя приведенные положения, следует заключить, что право, предусмотренное в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, применяется, если ситуация не регулируется п. п. 2 и 3 данной статьи.
В п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ обращает на себя внимание словосочетание "в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности".
Это означает, что в случае оказания услуг населению организацией, применяющей ЕНВД, должно соблюдаться правило, установленное именно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, и возможности для применения п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ отсутствуют.
Таким образом, организация, которая осуществляет оказание бытовых услуг населению по ремонту жилья и применяет ЕНВД, не применяя ККТ, обязана выдавать населению бланк строгой отчетности, то есть применяется п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Правомерность изложенного подтверждается позицией Минфина России и частью судебной практики.
В Письме от 19.06.2013 N 03-11-11/22905 Минфин России, проанализировав положения п. п. 2.1 и 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, заключил, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ вправе выдавать бланки строгой отчетности.
Отказывая в удовлетворении заявления организации к налоговому органу об оспаривании постановлений о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 и ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 N 06АП-5296/2013 указал, что организация, оказывающая бытовые услуги населению по производству строительных работ, несмотря на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, при расчетах с наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт обязана руководствоваться положениями п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, то есть она вправе не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Однако в судебной практике существует и противоположная позиция.
Удовлетворяя заявление заместителя прокурора субъекта РФ о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного налоговым органом, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.08.2013 N А49-2748/2013 указал, что из анализа правовых норм, содержащихся в п. п. 2 и 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, следует, что указанные нормы не могут быть применены в совокупности, то есть взаимоисключают друг друга. По мнению суда, в соответствии с положениями п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ плательщик ЕНВД, оказывающий услуги населению, вправе отказаться от применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи клиенту при оказании услуги документа строгой отчетности только по его требованию.
В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 N А49-2746/2013 суд отклонил доводы административного органа о том, что предприниматели, оказывающие услуги, должны руководствоваться только п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, а также о том, что п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ на них при оказании услуг населению не распространяется, поскольку они противоречат совокупности данных правовых норм в их взаимосвязи. В самом п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, который устанавливает исключения для плательщиков единого налога на вмененный доход, буквально говорится не только о покупателях, но и о клиентах, а также о выдаче по их требованию документов, подтверждающих прием денежных средств, не только за соответствующий товар, но и за работу, услугу, а следовательно, в рассматриваемом случае у индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога на вмененный доход по соответствующему виду деятельности, отсутствовала обязанность по применению контрольно-кассовой техники и в силу п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ имелась лишь обязанность по требованию клиента выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств.
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
12.03.2014