В уставе ЗАО содержится положение о том, что протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров, что не соответствует действующей редакции Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Вправе ли Банк России выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации?

Ответ: Банк России не вправе выдать акционерному обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Обоснование: В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" с 01.09.2013 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упраздняется.

Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 передаются Банку России (Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков").

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.

В соответствии с п. п. 6 и 7 ст. 44 Закона N 39-ФЗ Банк России вправе:

- устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых им организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых им организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций;

- направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 11 Закона N 46-ФЗ установлено, что предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) к компетенции общего собрания акционеров относится внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции.

Пунктом 2 ст. 48 Закона N 208-ФЗ закреплено, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных Законом N 208-ФЗ.

Исходя из п. 1 ст. 63 Закона N 208-ФЗ протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 3 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.

Как следует из изложенного, положение устава акционерного общества о том, что протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров, нарушает норму п. 1 ст. 63 Закона N 208-ФЗ.

Однако внесение изменений в устав общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Учитывая данное обстоятельство, Банк России не вправе выдать предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2012 N Ф03-2773/2012 суд пришел к выводу, что оспариваемые предписания ФСФР России касаются корпоративных отношений между эмитентом и акционерами, то есть по вопросам, не связанным с оборотом ценных бумаг. Определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, на основании пп. 4 п. 1 ст. 48 и п. 1 ст. 66 Закона N 208-ФЗ, отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Удовлетворяя заявление открытого акционерного общества в части признания предписания регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам недействительным, а действия по его вынесению - незаконными, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 20.03.2013 N А65-23764/2012 с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 48 и п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ указал, что основанием для государственной регистрации соответствующих изменений в устав акционерного общества могут служить лишь решения общего собрания акционеров, а не выданное обществу предписание Федеральной службы по финансовым рынкам.

По нашему мнению, данные подходы судов применимы по аналогии и к отсутствию у Банка России права выдавать предписания по вопросам, касающимся корпоративных отношений между акционерным обществом и его акционерами, в частности по рассматриваемому в вопросе положению устава общества.

Таким образом, Банк России не вправе выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

12.03.2014