Пунктом 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" определено, что государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя установление форм и сроков представления отчетности о лотереях. Пунктом 2 Приказа Минфина России от 26.04.2012 N 53н "Об утверждении форм и сроков представления отчетности о лотереях" установлено, что отчет о всероссийской государственной лотерее представляется ее организатором (оператором) в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, этот отчет представляется: 1) организатором лотереи или оператором лотереи; 2) и организатором лотереи, и оператором лотереи

Формой отчета, утвержденной п. 1 названного Приказа, предусмотрено, что под показателями отчета проставляются печать и Ф. И.О. руководителя организации - оператора лотереи, но не руководителя организации - организатора лотереи. Статьей 14.27 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о лотереях.

Означает ли это, что в 2014 г.: 1) организатор лотереи не обязан представлять отчет в вышеуказанный орган; 2) оператор лотереи за непредставление или несвоевременное представление отчета в вышеуказанный орган несет ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ?

Ответ: По нашему мнению, факт отсутствия в форме отчета, утвержденной Приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н "Об утверждении форм и сроков представления отчетности о лотереях" (далее - Приказ), места для печати руководителя организации - организатора всероссийской государственной лотереи не влияет на его обязанность представлять отчет о всероссийской государственной лотерее в Федеральную налоговую службу, поскольку указанная обязанность организатора всероссийской государственной лотереи прямо предусмотрена в п. 2 Приказа.

При этом, поскольку представление отчетности о лотереях предусмотрено законодательством РФ, в случае непредставления или несвоевременного представления оператором всероссийской государственной лотереи отчета в Федеральную налоговую службу оператор всероссийской государственной лотереи несет ответственность, установленную ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя, в частности, установление форм и сроков представления отчетности о лотереях.

В п. 2 Приказа установлено, что отчет о всероссийской государственной лотерее представляется организатором (оператором) всероссийской государственной лотереи в Федеральную налоговую службу.

На основании п. 6 ст. 2 Закона N 138-ФЗ организатором лотереи является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.

Оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с Законом N 138-ФЗ (п. 9 ст. 2 Закона N 138-ФЗ).

Формой отчета о всероссийской (региональной) государственной лотерее, утвержденной в п. 1 Приказа, предусмотрено проставление печати руководителем организации - оператором лотереи. Проставление печати организатором лотереи не предусмотрено.

Вместе с тем указанный факт, по нашему мнению, не влияет на обязанность организатора всероссийской государственной лотереи представлять отчет о всероссийской государственной лотерее в Федеральную налоговую службу, поскольку указанная обязанность организатора всероссийской государственной лотереи прямо предусмотрена в п. 2 Приказа.

Положениями ст. 14.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о лотереях.

В указанной статье отсутствует ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о лотереях.

Вместе с тем в ст. 19.7 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 2 ст. 6.31, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Таким образом, поскольку представление отчетности о лотереях предусмотрено законодательством РФ (Законом N 138-ФЗ и Приказом), в случае непредставления или несвоевременного представления оператором всероссийской государственной лотереи отчета в Федеральную налоговую службу оператор всероссийской государственной лотереи несет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

20.06.2014