По иску организации об определении кадастровой стоимости земельного участка было принято решение об установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости. В данном судебном акте арбитражного суда было указано, что новая кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается по состоянию на 01.01.2012. С какого момента считается установленной новая кадастровая стоимость земельного участка - с даты, указанной в резолютивной части судебного решения, или с момента вступления в законную силу такого судебного акта? Допускается ли включение в государственный кадастр недвижимости сведений на прошедшую дату?

Ответ: Новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная равной его рыночной стоимости, устанавливается на ту дату, по состоянию на которую была установлена его предыдущая кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия установления судебным решением новой кадастровой стоимости земельного участка начинают действовать с момента вступления в силу такого решения суда, так как не допускается включение в государственный кадастр недвижимости сведений на прошедшую дату. Данная позиция соответствует сложившейся судебной практике.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Данным федеральным законом является Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Также необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р (далее - Методические рекомендации).

На основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

В соответствии с п. 57 Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адреса правообладателя объекта недвижимости и т. п.).

В ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, сведения государственного кадастрового реестра, которые содержались в нем, но подверглись изменению, приобретают статус "архивные", их нельзя изменить, они подлежат хранению в течение определенного срока. Законом N 135-ФЗ и другими подзаконными актами, регулирующими кадастровую стоимость недвижимости, не закреплена возможность устанавливать кадастровую стоимость недвижимого имущества, в частности земельного участка, на прошедшую дату.

Данная позиция также подтверждается примерами судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 суд указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 разъяснено, что в Законе N 135-ФЗ прямо не названа та дата, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения гл. III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.

На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков. Как следует из Постановления ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 N А57-18912/2012, законом не запрещено определение кадастровой стоимости участка посредством указания его рыночной стоимости, включение в государственный кадастр недвижимости сведений на прошедшую дату законом не предусмотрено.

Новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Аналогичный вывод суда содержится и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2012 N А03-5592/2012.

Таким образом, новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная равной его рыночной стоимости судебным актом, считается установленной с момента установления его предыдущей кадастровой стоимости. Однако включение в государственный кадастр недвижимости сведений на прошедшую дату законом не предусмотрено. Именно с момента вступления в силу данного судебного акта начинают действовать правовые последствия установления новой кадастровой стоимости земельного участка.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.03.2014