Единственный участник ООО принял решение о его реорганизации в форме присоединения к организации-2. Налоговый орган отказал в государственной регистрации реорганизации ООО в связи с расхождением дат подписания передаточного акта, договора присоединения и принятия решения о реорганизации. Решение о реорганизации датируется 25.10.2013, в то время как передаточный акт и договор присоединения - 10.09.2013. Налоговый орган посчитал, что данные нарушения носят неустранимый характер, и отказал в государственной регистрации со ссылкой на непредставление всех необходимых документов, предусмотренных п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Правомерен ли в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа в государственной регистрации реорганизации ООО? Являются ли указанные нарушения основанием для такого отказа?

Ответ: В рассматриваемой ситуации отказ налогового органа в государственной регистрации реорганизации ООО в форме присоединения является неправомерным, так как его единственным участником и руководителем является одно и то же лицо, в связи с чем выявленные недостатки в оформлении договора присоединения и решения о реорганизации не свидетельствуют о нарушении процедуры реорганизации и не носят неисправимого характера.

Данная позиция подтверждается примерами из судебной практики.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

На основании п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 3 ст. 13.1, п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ.

В п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

В п. 2 ст. 59 ГК РФ устанавливается, что передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Также в п. 2 ст. 59 ГК РФ указывается, что непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В п. 1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) закреплено, что присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

В силу п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.

В соответствии с п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания), формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации; решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации и указанных в п. 2 данных Методических указаний, о реорганизации; договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством Российской Федерации случаях; передаточного акта или разделительного баланса.

На основании п. 7 Методических указаний оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации документы соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ для осуществления государственной регистрации реорганизации ООО, так как присоединение является универсальным правопреемством, реорганизуемое ООО состоит из одного участника, следовательно, несовпадение дат в решении о реорганизации и в передаточном акте не приведет к нарушению прав третьих лиц, поскольку фактически нет лиц, чьи права в рассматриваемой ситуации могут быть нарушены. Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.

Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 N А33-2200/2013 (далее - Постановление N А33-2200/2013) указывается, что само по себе заключение договора о присоединении и составление передаточного акта до момента их утверждения единственным участником и генеральным директором ООО и до момента принятия решения о реорганизации не является нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку ст. 53 Закона N 14-ФЗ не ограничивает юридическое лицо, участвующее в реорганизации, в сроках и последовательности заключения договора о присоединении и составления передаточного акта и их последующего утверждения. Главный признак реорганизации, отличающий ее от ликвидации, - наличие правопреемства.

Постановление N А33-2200/2013 оставлено без изменения решением вышестоящего суда - Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.10.2013 N А33-2200/2013. ФАС согласился с выводами нижестоящего суда и разъяснил, что реорганизация в форме присоединения предполагает универсальное правопреемство по обязательствам присоединяемого лица, суды пришли к правильному выводу о соответствии представленного на государственную регистрацию передаточного акта предъявляемым к его оформлению требованиям законодательства. Так как единственным участником и руководителем реорганизуемого юридического лица является одно и то же лицо, выявленные недостатки в оформлении договора присоединения и решения о реорганизации не свидетельствуют о нарушении процедуры реорганизации.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа в государственной регистрации реорганизации ООО в форме присоединения является неправомерным. Несмотря на то что передаточный акт и договор о присоединении датируются более поздней датой, чем решение ООО о реорганизации, это не свидетельствует о нарушении процедуры реорганизации ООО, так как присоединение осуществляется в форме универсального правопреемства, а реорганизуемое общество состоит из одного лица. Следовательно, недостатки в документах не могут повлечь нарушения прав третьих лиц и процедуры реорганизации.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.03.2014