Одним из участников ООО - гражданином в регистрирующий орган представлены требуемые документы для государственной регистрации данного ООО. Как следует из поданных документов, другим участником ООО является гражданин, который ранее в регистрирующий орган представлял заявление, в котором он просил не производить государственной регистрации юридических лиц с его участием, указывая, что он не собирается становиться участником каких-либо юридических лиц. С учетом данного обстоятельства регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ООО. Правомерно ли данное решение, если иные требования законодательства о государственной регистрации соблюдены?
Ответ: Отказ регистрировать ООО регистрирующим органом, которому было представлено заявление одного из участников ООО с просьбой с его участием государственную регистрацию юридических лиц не производить, неправомерен.
Обоснование: В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Основания для отказа в государственной регистрации приведены в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Данная статья не указывает на такое основание для отказа в государственной регистрации, как наличие у регистрирующего органа заявления одного из участников юридического лица, в котором он просит не производить государственной регистрации юридических лиц с его участием.
При этом перечень оснований для отказа в государственной регистрации, приведенный в ст. 23 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим.
Удовлетворяя заявление организации (ООО) к регистрирующему органу о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, об обязании регистрирующего органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц об изменении сведений об обществе на основании представленного заявления согласно Закону N 129-ФЗ, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29.10.2013 N А65-30526/2012 указал, что действующим законодательством, а именно ст. 23 Закона N 129-ФЗ, не предусмотрен отказ в государственной регистрации изменений на основании заявления учредителя и единственного участника общества, в котором он просит не проводить государственную регистрацию юридических лиц с его участием, так как в ближайшее время не собирается становиться руководителем каких-либо юридических лиц и не собирается менять руководителей организаций.
По нашему мнению, данная позиция суда по аналогии применима и в отношении рассматриваемой ситуации.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
11.03.2014