Отказ регистратора от выполнения функций счетной комиссии и недействительность решений общего собрания акционеров

(Маковская А.) ("Корпоративный юрист", 2006, N 2) Текст документа

ОТКАЗ РЕГИСТРАТОРА ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЙ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ

А. МАКОВСКАЯ

Александра Маковская, доктор юридических наук.

Действующее акционерное законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении счетной комиссии акционерного общества. Возможно ли возложение функций счетной комиссии в случае отказа регистратора от их выполнения на иное лицо? Является ли основанием для признания решений общего собрания акционеров недействительными наделение ненадлежащего лица функциями счетной комиссии?

Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования (п. 4 ст. 56 Федерального закона "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО). Следовательно, от правомерности действий и решений счетной комиссии во многом зависит законность проведенного общего собрания акционеров и принятых им решений. Как установлено Законом об АО, в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров (п. 1 ст. 56). При этом в обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, последнему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии, а в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. Таким образом, в силу норм Закона об АО и в соответствии с положением устава акционерного общества, в зависимости от того, сколько в обществе акционеров - владельцев голосующих акций, функции счетной комиссии могут выполняться разными лицами или органами. В обществе, в котором не более 100 акционеров - владельцев голосующих акций, может быть создана счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров. А если держателем реестра акционеров этого общества является регистратор, выполнение функций счетной комиссии может быть поручено этому регистратору. Но по смыслу правил п. 1 ст. 56 Закона об АО в обществе, в котором не более 100 акционеров - владельцев голосующих акций, выполнение функций счетной комиссии может быть возложено и на иное лицо. Согласно п. 4.4 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. N 17/пс (далее - Положение о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров) в случае, если в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 100 и менее счетная комиссия не создана, предусмотренные законом функции счетной комиссии осуществляет уполномоченное обществом лицо (лица), в том числе регистратор общества. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 либо создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров, либо выполнение функций счетной комиссии может быть поручено регистратору, ведущему реестр акционеров общества. И, наконец, в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. Поскольку, как уже говорилось выше, счетная комиссия выполняет очень важные функции, то выполнение этих функций при проведении общего собрания акционеров лицом или органом, иным, чем это предусмотрено Законом об АО и принятым в соответствии с Законом об АО уставом общества, а равно выполнение этих функций комиссией, регистратором или иным лицом, избранным или назначенным в нарушение положений Закона об АО и устава, будет являться нарушением этих положений.

Осуществление функций счетной комиссии ненадлежащим лицом

Разумеется, нарушение при проведении общего собрания акционеров правила о том, кто вправе выполнять функции счетной комиссии, не может служить основанием для признания решений, принятых собранием, не имеющими юридической силы. Согласно п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 19), решение общего собрания акционеров не имеет юридической силы при строго ограниченном числе нарушений, допущенных при его принятии: "...данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания (п. 3 ст. 48 Закона об АО), в отсутствие кворума для проведения общего собрания или принятия решения (п. 2, 4 ст. 49 и п. 1 - 3 ст. 58 Закона об АО) либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания (п. 6 ст. 49 Закона об АО)". ФАС Уральского округа <1> прямо указал, что выполнение функций счетной комиссии на общем собрании акционеров не регистратором общества, как того требуют положения п. 1 ст. 56 Закона об АО, а самой счетной комиссией не является существенным нарушением процедуры проведения собрания и не служит самостоятельным и безусловным основанием для отмены решений собрания. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2004 по делу N Ф09-1146/04-ГК.

Но, во-первых, как свидетельствует практика арбитражных судов, осуществление функций счетной комиссии ненадлежащим лицом (органом) может служить основанием для того, чтобы под сомнение были поставлены результаты всех подсчетов голосов, проведенных таким лицом (органом) при определении кворума и итогов голосования по вопросам повестки дня. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа специально отметил <2>, что данные регистрации, осуществленной неуполномоченным лицом, не могут рассматриваться как достоверные для определения кворума. А отсутствие кворума в силу п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 19 как раз является основанием для признания принятых общим собранием акционеров решений не имеющими юридической силы. -------------------------------- <2> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2004 по делу N А10-4555/03-15-Ф02-1316/04-С2.

И, во-вторых, нарушения, допущенные в отношении счетной комиссии на общем собрании акционеров, могут служить основанием для оспаривания в судебном порядке решений, принятых на таком собрании, в соответствии с п. 7 ст. 49 Закона об АО, устанавливающим следующее: "Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру". Согласно пп. 13 п. 1 и п. 2 ст. 48 Закона об АО избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Утверждение регистратора общества и условий договора, а также расторжение договора с ним, напротив, входит в компетенцию совета директоров общества (пп. 17 п. 1 ст. 65 Закона об АО). Если же в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций не более 100 счетная комиссия не создается и ее функции не возлагаются на регистратора, то вопрос о том, на какое лицо или орган могут возлагаться соответствующие функции и какой орган акционерного общества вправе определять лицо, на которое возлагается выполнение этих функций, остается открытым. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа, по существу, отметил <3>, что п. 1 ст. 56 Закона об АО предусматривает создание в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 постоянно действующей счетной комиссии, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров. Если же количество акционеров - владельцев голосующих акций составляет менее 100, то в обществе может создаваться не постоянно действующая счетная комиссия, а счетная комиссия для проведения конкретного общего собрания акционеров. -------------------------------- <3> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2005 по делу N А29-3617/2005-2Э (далее - Постановление ФАС Волго-Вятского округа).

Видимо, в этом случае порядок определения (выбора или назначения) лица или органа, уполномоченного осуществлять функции счетной комиссии, должен регулироваться уставом конкретного акционерного общества.

Формирование счетной комиссии

Однако на практике может возникнуть ситуация, когда надлежащим образом избранная счетная комиссия, назначенный регистратор или иное уполномоченное осуществлять функции счетной комиссии лицо (орган) не будет по тем или иным объективным причинам выполнять эти функции. К сожалению, ни один нормативный акт в настоящее время не устанавливает точных и, главное, исчерпывающих правил на случай, когда счетная комиссия, регистратор либо иное уполномоченное лицо не исполняет своих обязанностей. Единственным правилом является п. 3 ст. 56 Закона об АО, предусматривающий, что "в случае, если срок полномочий счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, а также в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии для осуществления функций счетной комиссии может быть привлечен регистратор". Необходимость такого правила очевидна именно потому, что избрание счетной комиссии как постоянно действующего органа входит в компетенцию общего собрания акционеров. Следовательно, если к моменту проведения общего собрания акционеров ранее избранная счетная комиссия не может выполнять свои функции, то возникает трудноразрешимая проблема, поскольку сформировать новую счетную комиссию может только общее собрание акционеров. Но, во-первых, соответствующий вопрос должен быть своевременно включен в повестку дня общего собрания акционеров. Согласно же п. 6 ст. 49 Закона об АО общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня. "Особое значение для проведения общего собрания акционеров имеет повестка дня общего собрания. Повестка дня представляет собой перечень вопросов, внесенных на рассмотрение общего собрания акционеров с целью принятия по ним решений. Таким образом, повестка дня определяет рамки деятельности общего собрания акционеров, алгоритм его работы. Нарушение установленного алгоритма категорически запрещено" <4>. И, во-вторых, даже при включении вопроса о выборе счетной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров к осуществлению своих функций она сможет приступить только после избрания, а значит, не сможет выполнять эти функции на данном общем собрании. -------------------------------- <4> Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005. С. 133.

Однако в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа была высказана довольно своеобразная позиция. Кассационная инстанция признала, поскольку в обществе было не более 100 акционеров - владельцев голосующих акций и, следовательно, в силу п. 1 ст. 56 Закона об АО в обществе могла не создаваться счетная комиссия, т. е. постоянно действующая счетная комиссия, то счетная комиссия (по существу, временная счетная комиссия) могла быть сформирована на оспариваемом собрании без предварительного включения этого вопроса в повестку дня. На основании п. 3 ст. 56 Закона об АО можно с уверенностью сделать вывод, что если ведение реестра акционеров общества было поручено обществом регистратору, то в подобной ситуации, когда ранее избранная счетная комиссия прекратила выполнять свои функции, общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 500 вправе по договору с этим регистратором поручить ему и выполнение функций счетной комиссии на очередном общем собрании акционеров. Пункт 4.3 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров предусматривает выполнение функции счетной комиссии общества регистратором, который ведет реестр акционеров общества. Но если реестр акционеров вело само общество <5>, то п. 3 ст. 56 Закона об АО не позволяет точно ответить на вопрос о том, вправе ли общество, не заключая с регистратором договор на ведение реестра акционеров, поручить ему по договору разовое выполнение функций счетной комиссии. Возможно, что подобное право у общества есть. -------------------------------- <5> В силу абз. 2 п. 3 ст. 44 Закона об АО "в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор".

Возложение функций счетной комиссии на иное лицо (лица)

Однако действующие нормативные акты вообще не предусматривают никаких правил на случай, если регистратор общества отказывается выполнять или не выполняет возложенные на него по договору с акционерным обществом функции счетной комиссии. И обычно на практике в подобных правилах нет необходимости. В силу пп. 17 п. 1 ст. 65 Закона об АО утверждение регистратора общества и условий договора, а также расторжение договора с ним, напротив, входит в компетенцию совета директоров общества. Поэтому при неисполнении регистратором функций счетной комиссии совет директоров вправе расторгнуть с ним договор на ведение реестра и утвердить нового регистратора. Но, во-первых, если отказ регистратора от выполнения этих функций последовал непосредственно перед общим собранием акционеров, то общее собрание акционеров окажется под угрозой срыва. Во-вторых, в двух случаях совет директоров может оказаться лишенным возможности расторгнуть договор с регистратором, отказавшимся исполнять свои обязанности. Согласно п. 2 ст. 68 Закона об АО, в случае, когда количество членов совета директоров общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров. И в соответствии с п. 1 ст. 66 Закона об АО, если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные п. 1 ст. 47 Закона об АО, полномочия совета директоров общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров. Могут ли в подобных ситуациях при отказе регистратора выполнять на общем собрании акционеров функции счетной комиссии эти функции быть возложены на иное лицо? Ответ на этот вопрос содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2005 г. N 8041/05 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ). Во-первых, как отметил Президиум ВАС РФ, в силу п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 19 проведение общего собрания без регистратора, на которого в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 56 Закона об АО было возложено исполнение функций счетной комиссии, не может служить основанием для признания решения общего собрания акционеров не имеющим юридической силы. Во-вторых, Президиум ВАС РФ указал, что нарушение требований Закона об АО о выполнении функций счетной комиссии регистратором может служить основанием для оспаривания решения общего собрания в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об АО с учетом общей правомерности действий регистратора и общества. При этом Президиум ВАС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований у регистратора для объявления общего собрания несостоявшимся и самоустранения от выполнения функций счетной комиссии, поскольку к моменту, когда регистратор отказал в регистрации представителя Российской Федерации, акционера данного общества, сочтя предъявленную им доверенность не соответствующей требованиям законодательства, сделал вывод об отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров, наличествовал кворум для принятия решения по вопросу об одобрении крупных сделок, в которых существует заинтересованность Российской Федерации. В соответствии с п. 4.9 Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров общее собрание, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в его повестку дня. И, наконец, в-третьих, в конкретном деле, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ, ввиду отказа регистратора от исполнения функций счетной комиссии в соответствии с приказом генерального директора общества, решениями совета директоров и ревизионной комиссии, принятыми непосредственно в день проведения общего собрания акционеров, выполнение функций счетной комиссии было возложено на группу работников общества. Таким образом, по существу, Президиум ВАС РФ признал возможным возложение функций счетной комиссии на иное лицо (лица) в случае неправомерного и необоснованного отказа регистратора от выполнения этих функций даже тогда, когда в силу абз. 2 п. 1 ст. 56 Закона об АО функции счетной комиссии выполняет регистратор.

Название документа