О проблемах "захвата фирм" и способах их предотвращения

(Дуканов С.)

("Корпоративный юрист", 2006, N 2)

Текст документа

О ПРОБЛЕМАХ "ЗАХВАТА ФИРМ" И СПОСОБАХ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

С. ДУКАНОВ

Сергей Дуканов, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются противозаконные действия, направленные на "захват фирм". Автор предлагает внести изменения в действующее законодательство, которые, по его мнению, способны пресечь или предотвратить недружественные поглощения компаний.

Общая характеристика "захватов"

Рассматривая природу такого явления, как "захват фирм", необходимо разграничить корпоративные правоотношения и преступные или административные правонарушения. Первые характеризуются тем, что, будучи, возможно, жесткими и агрессивными, они в любом случае основываются на законе. Вторые представляют собой деяния, образующие состав административного или уголовного правонарушения.

С учетом того, что юридическое лицо реализует правоспособность через свои органы (ст. 53 ГК РФ), "захват фирм" заключается в завладении контролем над управлением организацией. Практика работы регистрирующих органов свидетельствует, что захваты осуществляются путем смены единоличного исполнительного органа или иного лица, имеющего право совершать сделки от имени юридического лица. Все захваченные фирмы были созданы в форме хозяйственных обществ. До настоящего момента неизвестно ни одного случая недружественного поглощения хозяйственного товарищества. Объясняется указанный факт, в первую очередь, тем, что в гражданском обороте хозяйственное товарищество действует не через уполномоченные органы, а через полных товарищей, замена которых возможна только в результате корректировки учредительного договора. Кроме того, захват характеризуется внезапностью, а это предполагает, что истинные руководители и участники общества даже не знают о реформе в организационной структуре юридического лица.

Изучение 59 случаев захвата компаний позволило выявить две закономерности. Смена руководителя влечет за собой, во-первых, полное обновление состава участников хозяйственного общества, а во-вторых, перенос места нахождения юридического лица, как правило, в другой регион (например, из Брянска в Элисту, из Калининграда в Новосибирск, из Чехова в Нальчик, из Москвы в Хабаровск и т. д.). Государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется в течение пяти рабочих дней в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон). Часто при "захвате фирм" документы на регистрацию смены адреса, участников и директора представляются в одном комплекте. Таким образом, захват происходит в кратчайшие сроки (около пяти дней), а восстановление потерпевшим нарушенного права после этого возможно только в другом регионе, что, включая судебное рассмотрение спора, может занять более полугода. Указанного периода времени достаточно для реализации активов или значительного увеличения долгов захваченной компании.

Алгоритм действий регистрирующего органа

Все известные регистрирующим органам эпизоды "захвата компаний" сопровождались тем, что документы на государственную регистрацию представлялись заявителем, сведения о котором в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) отсутствовали. В связи с этим данные органы начиная с 2005 г. отказывают в государственной регистрации в случаях подписания заявления неуполномоченным лицом. Перечень уполномоченных лиц приведен в ст. 9 Закона. Смена директора возможна только путем предоставления заполненной формы N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, заявителем в которой выступает сам директор. Согласно ст. 5 Закона сведения реестра имеют юридическую силу до момента внесения в них соответствующих изменений. Таким образом, уполномоченным лицом на подписание заявления по форме N Р14001 является руководитель, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Уклонение от подписания обозначенного документа в течение трех дней, отведенных для его подачи в регистрирующий орган (ст. 5 Закона), влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

После отказа в государственной регистрации по причине того, что заявление подписано неуполномоченным лицом, регистрирующему органу надлежит провести контрольные мероприятия, направленные не столько на привлечение к административной ответственности, сколько на поиск лица, являющегося руководителем организации. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении регистрирующий орган вправе истребовать пояснения, письменные доказательства (протоколы собраний участников, совета директоров, правления) и т. п. Иногда при этом предлагаются взаимоисключающие документы, тогда эффективным может быть опрос в качестве свидетелей участников организации. По итогам указанных мероприятий устанавливается руководитель, сведения о котором вносятся в реестр на основании заявления. Если обнаружить уполномоченное лицо не удается по причине представления взаимоисключающих сведений, имеющих равную доказательственную силу, регистрирующий орган исходит из того, что руководителем организации остается то лицо, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ. Принятое решение может быть обжаловано в суде.

Приведенный алгоритм действий регистрирующего органа стал повсеместно применяться только с 2005 г. Ранее заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ о руководителе организации мог подавать, в том числе, и вновь назначенный директор, сведения о котором в реестре отсутствовали. На практике это привело к тому, что чуть ли не ежедневно новый и прежний директора подавали документы на регистрацию поочередно, а порой и одновременно. Возникала "конкуренция" заявлений (при этом подлинность подписи заявителей во всех случаях была нотариально засвидетельствована). Массовый характер "захват фирм" приобрел летом - осенью 2004 г., когда истинные руководители и участники хозяйственных обществ даже не знали о фактах захвата, хищения имущества и тому подобных противоправных действий, что во многом связано с полной безнаказанностью лиц, совершавших данные правонарушения. Использование гражданско-правовых инструментов (государственной регистрации), рассчитанных на исключительную добросовестность участников гражданского оборота, позволяет достичь быстрого материального обогащения путем мошенничества и подделки документов. Государство в лице регистрирующего органа не имеет права на осуществление контроля за представляемыми на государственную регистрацию документами. Так, внесение изменений, касающихся сведений о директоре и участниках хозяйственного общества, осуществляется только на основании заявления о регистрации по форме N Р14001 (п. 2 ст. 17 Закона). Требовать предъявления иных документов (решения собрания участников, совета директоров и т. п.) согласно п. 4 ст. 9 Закона запрещено. Поэтому любой гражданин может подать заявление о регистрации и таким образом стать руководителем юридического лица.

Законодательные инициативы

Потерпевшая сторона также не в состоянии воспрепятствовать захвату своей компании, поскольку не знает, да и не может знать о факте подачи документов на регистрацию вновь назначенным руководителем. Какой же выход существует из данной ситуации? На наш взгляд, необходимо внести изменения в Закон. При этом нужно не расширять полномочия регистрирующего органа, предоставляя ему контрольные функции, а ввести правовую норму, позволяющую своевременно информировать как руководство и участников юридического лица, так и третьих лиц о планируемой реорганизации структуры общества. В этой связи целесообразно закрепить обязательность публикации в печатном издании, где размещают сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о смене руководителя или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Комплект документов для государственной регистрации необходимо дополнить доказательством появления в печати данных о прекращении полномочий прежнего руководителя и избрании (назначении) нового. При этом документы должны представляться после осуществления соответствующей публикации не ранее определенного в законе срока. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является десятидневный срок после выхода в свет указанного объявления. Факт размещения в средствах массовой информации сообщения о смене руководства компании создает условия, при которых заинтересованное лицо может узнать об изменениях в организационной структуре юридического лица. Думается, что достаточно установить предложенное правило только в отношении хозяйственных обществ.

Кроме того, имеет смысл на законодательном уровне утвердить норму, позволяющую регистрирующему органу в ходе рассмотрения документов при изменении сведений о руководителе приостанавливать государственную регистрацию сроком до одного месяца. Данная мера допустима только в случае поступления в регистрирующий орган письменных обращений от лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, или от правоохранительных органов. Тогда регистрирующий орган должен в отведенный срок возбудить дело об административном правонарушении и провести комплекс мероприятий в рамках КоАП РФ. По итогам рассмотрения такого дела устанавливается уполномоченное лицо организации и принимается решение либо о государственной регистрации изменений, либо об отказе в ней. Применение института приостановления государственной регистрации не является новеллой, поскольку аналогичный инструмент контроля предусмотрен законодательством РФ в отношении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Момент возникновения полномочий

Особого изучения требует вопрос о моменте возникновения полномочий у вновь избранного руководителя юридического лица. Высказываются две, на первый взгляд, противоречивые точки зрения. Полномочия возникают:

- в момент избрания (назначения) уполномоченного органа юридического лица;

- в момент внесения записи в ЕГРЮЛ.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что никакого противоречия в названных позициях нет. Для пояснения необходимо охарактеризовать правовую природу акта государственной регистрации. В соответствии с Законом государственная регистрация сопровождается внесением записи в ЕГРЮЛ, что позволяет приобщить ее к категории актов, являющихся юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение, прекращение гражданских правоотношений. Так, правоспособность юридического лица появляется в момент государственной регистрации и заканчивается после внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Создание и прекращение существования юридического лица в ходе реорганизации, его переименование, изменение места нахождения обретает юридическую силу только после государственной регистрации, а не в результате принятия подобного решения. Это справедливо и в отношении возникновения правопреемства. Увеличение или уменьшение размера уставного капитала или иные коррективы учредительных документов приобретают обязательную силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, до совершения которой данные изменения являются обязательными только для лиц, принявших такое решение.

Что касается изменений, которые не вносятся в учредительные документы (и могут быть связаны, например, со сведениями о единоличном исполнительном органе юридического лица), то действующее законодательство не содержит однозначных положений, устанавливающих, когда такие уточнения обретают обязательную силу для третьих лиц. Норма п. 4 ст. 5 Закона определяет только, что информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, действительна до ее изменения. Для справки сообщаем, что до введения в действие Закона (до 1 июля 2002 г.) данные о руководителе общества не вносились в реестр, поэтому его смена вообще не сопровождалась государственной регистрацией.

Итак, можно сделать вывод о том, что сведения ЕГРЮЛ имеют правоустанавливающее значение, они обязательны для всех третьих лиц. При этом осведомленность третьих лиц не является определяющим фактором, поскольку презумпция общеизвестности обеспечивается доступностью и открытостью сведений реестра. Во-первых, они публикуются в еженедельном печатном издании - в журнале "Вестник государственной регистрации". Во-вторых, соответствующая информация размещается в сети Интернет на сайте ФНС России, который фиксирует свыше двухсот тысяч запросов о содержании ЕГРЮЛ ежесуточно. В-третьих, сведения из реестра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписки. Каждый год регистрирующими органами выдается свыше двух миллионов выписок.

Основные положения статьи можно обобщить в следующих тезисах. Решение об избрании (назначении) директора обязывает только тех, кто принял это решение. Но оно не может иметь обязательной силы для третьих лиц, хотя бы по той причине, что эти лица не знают и не должны знать о данном эпизоде. Такое решение не имеет юридической силы, например, для банка при оформлении прав распорядителя по расчетному счету, а также для лицензирующих или налоговых органов и т. п., поскольку оно должно быть реализовано путем подачи заявления в регистрирующий орган в трехдневный срок. После того как обязательная публикация сведений о переизбрании руководителя будет законодательно закреплена, полагаем, что заявление по форме N Р14001 будет уполномочен подписывать как новый, так и прежний руководитель, а открытость для широкой аудитории таких юридически значимых фактов послужит гарантией от действий мошенников и других недобросовестных лиц. В этом случае задачей регистрирующих органов станет контроль за своевременностью публикации о смене руководителя юридического лица и соблюдением срока представления документов для государственной регистрации.

Название документа