Об отсутствии оснований для предоставления в собственность земельного участка, расположенного во втором поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, относящегося к землям, ограниченным в обороте, и находящегося в пользовании физического лица, которому принадлежит жилой дом, расположенный на данном участке

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 июля 2011 г. N ОГ-Д23-529

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность и в пределах компетенции сообщает.

Исходя из обращения, Вам на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке, находящемся в Вашем пользовании. В соответствии с Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" земельный участок расположен в зоне жилых районов и микрорайонов одноквартирной жилой застройки. Вместе с тем согласно Решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" (вместе с "Основными положениями проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП") данный земельный участок расположен в зоне второго пояса санитарной охраны.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

В случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу ст. 36 Земельного кодекса обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.

Если соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

Невозможность продажи спорного земельного участка может быть связана с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В частности, применительно к данному случаю, испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и относится к землям, ограниченным в обороте.

Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.

Данная точка зрения Департамента недвижимости подтверждается также Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А41-21326/10: "В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в приобретении права собственности на земельный участок, обязании предоставить участок и направить договор купли-продажи участка отказано правомерно, так как испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и ограничен в обороте".

Однако испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов и по льготным ставкам арендной платы, установленным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Так, до 1 января 2012 г. право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит переоформлению на право аренды земельного участка с годовым размером арендной платы в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Врио директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

21.07.2011