О порядке установления сервитута для строительства олимпийского объекта, относящегося к линейным объектам, а также о расчете платы за указанный сервитут
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2011 г. N Д23-3097
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо Минрегиона России в связи с обращением ОАО "РЖД" по вопросу расчета платы за сервитут для строительства олимпийского объекта и сообщает.
Как уже отмечалось в Письме Минэкономразвития России от 21.02.2011 N Д23-633, если земельный участок находится в муниципальной собственности, а его кадастровый учет не был произведен, то для установления сервитута для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов необходимо использовать номер кадастрового квартала со схематическим обозначением местоположения сервитута.
Данная позиция основывается на том, что в соответствии с ч. 10 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ) соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута, которое, в свою очередь, принимается на основании заявления.
При этом согласно п. 3 ч. 16 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ к заявлению о предоставлении сервитута прилагается копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов в случае установления сервитутов в целях, предусмотренных п. п. 1 - 3 ч. 2 данной статьи (строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог), прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов).
Таким образом, для принятия решения об установлении сервитута для строительства олимпийских объектов не требуется постановка на кадастровый учет земельного участка, в отношении которого планируется установить сервитут. При этом данное положение распространяется только на олимпийские объекты, предусмотренные п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ. В остальных случаях для установления сервитута требуется постановка земельного участка на кадастровый учет.
В обращении ОАО "РЖД" идет речь о строительстве олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое". Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, указанный олимпийский объект относится к линейным объектам и на него распространяются положения п. 1 ч. 2 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ.
В соответствии с положениями действующего законодательства кадастровый квартал имеет свои границы и площадь.
В связи с изложенным, так как к заявлению о предоставлении сервитута в вышеуказанных целях прилагается копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов, при определении площади и границ сервитута необходимо исходить из площади и границ схематического обозначения местоположения сервитута. Работы по уточнению площади и границы сервитута на местности могут быть осуществлены кадастровым инженером.
В соответствии с п. 20 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ в целях подготовки проекта соглашения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, обеспечивают заключение договора с оценщиком на проведение расчета платы за установление постоянного сервитута.
Таким образом, расчет платы за сервитут в вышеуказанном случае осуществляется по результатам рыночной оценки с учетом положений Федерального закона N 310-ФЗ.
В части освобождения ОАО "РЖД" от платы за сервитут сообщаем. Положения п. 21.2 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ распространяются на организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения, в случае, если строительство и (или) эксплуатация указанных олимпийских объектов предусмотрены за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета муниципального образования "Город-курорт Сочи" соответственно.
При этом строительство указанных объектов должно осуществляться за счет средств названных бюджетов в полном объеме.
Таким образом, если ОАО "РЖД" осуществляет строительство указанного олимпийского объекта полностью за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета муниципального образования "Город-курорт Сочи", то оно освобождается от платы за сервитут. В иных случаях плата за сервитут взимается.
Врио директора
Департамента недвижимости
М. В.БОЧАРОВ
21.07.2011