Налоговым органом доначислена сумма земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности. Основанием для доначисления послужил тот факт, что данный участок имеет разрешенную категорию использования "земли сельскохозяйственного назначения", однако организация возвела на данном земельном участке несколько коровников, а также помещение, где осуществляется дойка машинным способом, в связи с чем, по мнению налогового органа, надлежит исчислять сумму налога в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, так как организация использует указанный земельный участок вопреки установленной для него категории разрешенного использования. Правомерно ли доначисление суммы земельного налога в данном случае?

Ответ: Если налоговым органом доначислена сумма земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, на основании того, что данный участок имеет разрешенную категорию использования "земли сельскохозяйственного назначения", однако организация возвела на данном земельном участке несколько коровников, а также помещение, где осуществляется дойка машинным способом, в связи с чем, по мнению налогового органа, надлежит исчислять сумму налога в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, то доначисление суммы налога неправомерно, так как деятельность, осуществляемая организацией, является сельскохозяйственной, а строительство сооружений направлено на ее полноценное осуществление.

Обоснование: Как устанавливают нормы п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Следовательно, пользование земельным участком на основании какого-либо из перечисленных прав порождает для организации обязанность по уплате сумм земельного налога.

Как следует из норм п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Соответственно, сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости определенного земельного участка.

Нормами абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, при исчислении суммы земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, применяется налоговая ставка 0,3%.

В силу норм пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Данная норма устанавливает, что для земель, не указанных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, при исчислении сумм земельного налога применяется налоговая ставка 1,5%.

Исходя из норм п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Как следует из норм Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства", к сельскохозяйственной продукции относится как поголовье крупного рогатого скота, так и продукция, получаемая от данного поголовья, - мясная и молочная продукция крупного рогатого скота.

В соответствии с нормами п. 01.21 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность организации по разведению крупного рогатого скота относится к сельскохозяйственной деятельности.

Из анализа судебной практики следует, что суды придерживаются следующей позиции: возведение на земельном участке зданий с целью использования земельного участка в соответствии с его назначением не влечет применение повышенной налоговой ставки, так как отсутствует факт изменения категории земель. Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2011 N А53-19751/2010, в котором суд определил, что основания для применения налоговой ставки, равной 1,5%, отсутствуют, так как участок занят строениями сельскохозяйственного назначения и используется в целях сельскохозяйственного производства, поэтому его следует отнести к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Данная позиция может применяться по аналогии.

Принимая во внимание все сказанное выше, можно сделать вывод, что доначисление суммы налога является неправомерным, так как строительство указанных зданий является фактически необходимым для использования земельного участка по его прямому назначению, деятельность, осуществляемая организацией, прямо относится к сельскохозяйственной, оснований для применения повышенной налоговой ставки не имеется.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.07.2011