Налоговым органом доначислена сумма земельного налога на земельный участок, которым владеет организация на праве собственности. Основанием для доначисления суммы налога явился тот факт, что указанный участок имеет категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", при исчислении суммы налога на данный участок организация использовала налоговую ставку 0,3%. Указанный участок организацией не используется самостоятельно, данный участок сдан в аренду иной организации для выращивания на его площадях сельскохозяйственных культур. Налоговый орган расценил факт сдачи в аренду указанного участка как основание для применения налоговой ставки по земельному налогу в размере 1,5% от кадастровой стоимости, так как данный участок используется организацией в предпринимательской деятельности, не связанной с использованием земли в сельскохозяйственных целях ввиду сдачи ее в аренду. Правомерно ли доначисление сумм налога?

Ответ: Если налоговым органом доначислена сумма земельного налога на земельный участок, которым владеет организация на праве собственности, на основании того, что указанный участок имеет категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", а указанный участок организацией сдан в аренду иной организации для выращивания на его площадях сельскохозяйственных культур, то доначисление суммы земельного налога неправомерно, так как применяемая налоговая ставка привязана к самому земельному участку, а не к его владельцу, использование земельного участка другим лицом не изменяет категорию земель данного участка, кроме того, указанный участок используется в соответствии с установленным для него разрешенным видом деятельности.

Обоснование: Как следует из норм п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Следовательно, факт владения организацией земельным участком на праве собственности порождает обязанность данной организации уплачивать суммы земельного налога на данный участок.

Нормами абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Соответственно, при исчислении суммы земельного налога на земельный участок, имеющий категорию разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", применяется налоговая ставка 0,3%.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, для земельных участков, имеющих категорию разрешенного использования, отличную от указанных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется налоговая ставка, равная 1,5%.

Из норм п. 1 ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Следовательно, сумма земельного налога на конкретный земельный участок рассчитывается исходя из его фактической кадастровой стоимости.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Данная норма устанавливает, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается путем государственной кадастровой оценки.

Основываясь на нормах п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Минфин России придерживается позиции, что если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 (направлено Письмом ФНС России от 28.07.2008 N ШТ-6-3/531@).

Из анализа судебной практики следует, что суды придерживаются следующей позиции: при исчислении суммы налога следует исходить из категории разрешенного использования земель. Данная позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 23.03.2011 N КА-А41/958-11, в котором суд определил, что заявитель правомерно применил ставку земельного налога в размере 0,3%, то есть ставку, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения, используемой в этом качестве.

Резюмируя все изложенное выше, можно сделать обоснованный вывод, что доначисление суммы земельного налога в отношении данного земельного участка не является правомерным. Данный вывод следует из того обстоятельства, что сумма налога начисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а также налоговой ставки, применяемой в зависимости от категории земель данного земельного участка, категория земель устанавливается государственными органами и никак не привязана к владельцу земельного участка. Тот факт, что пользование земельным участком осуществляет другая организация, не имеет значения, так как сумма налога начисляется исходя из установленной категории земель, которая не изменяется при использовании данного земельного участка иным лицом по назначению, установленному категорией земельного участка.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.07.2011