Налоговый орган доначислил сумму налога на игорный бизнес организации, осуществляющей игорную деятельность с использованием игровых автоматов. Основанием послужил тот факт, что заявление о регистрации новых игровых автоматов было подано организацией 16-го числа текущего налогового периода и организация воспользовалась понижающим коэффициентом 1/2. В заявлении руководителем организации датой заполнения заявления указано 16-е число. Налоговый орган заявил, что заявление о регистрации игровых автоматов не могло быть подано ранее ввиду того, что 14-е и 15-е числа месяца являются выходными днями - субботой и воскресеньем, которые также являются нерабочими днями в организации, следовательно, исчисление суммы налога на игорный бизнес должно производиться без понижающего коэффициента 1/2 в силу того факта, что ввиду выходных и невозможности подачи заявления ранее занижение налоговой базы незаконно, в данном случае, по мнению налогового органа, необходимо считать, что установка автоматов произошла до 15-го числа. Правомерна ли позиция налогового органа?
Ответ: Если налоговый орган доначислил сумму налога на игорный бизнес организации, осуществляющей игорную деятельность с использованием игровых автоматов, на основанием того, что, хотя заявление о регистрации новых игровых автоматов было подано организацией 16-го числа текущего налогового периода и организация воспользовалась понижающим коэффициентом 1/2, организация должна была начислить с коэффициентом 1, поскольку заявление о регистрации игровых автоматов не могло быть подано ранее ввиду того, что 14-е и 15-е числа месяца являются выходными днями - субботой и воскресеньем, которые также являются нерабочими днями в организации, доначисление суммы налога на игорный бизнес является неправомерным, так как моментом начала исчисления суммы налога на игорный бизнес является дата подачи заявления о регистрации объектов налогообложения, а именно 16-е число.
Обоснование: Ввиду норм ст. 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на проведение различных мероприятий в сфере игорного бизнеса, организация, осуществляющая данную деятельность, принимает на себя обязанность по уплате налога на игорный бизнес.
Основываясь на нормах пп. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ, объектом налогообложения признается игровой автомат.
Соответственно, использование в предпринимательской деятельности игровых автоматов является основанием для начисления налога на игорный бизнес.
Нормами п. 2 ст. 366 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Минфином России. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в п. 1 ст. 366 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Таким образом, все объекты налогообложения налогом на игорный бизнес должны быть зарегистрированы в установленном порядке в налоговом органе.
Исходя из норм п. 4 ст. 366 НК РФ следует, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Данной нормой установлено, что моментом регистрации игрового автомата является фактический момент подачи заявления о регистрации игрового автомата как объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
В силу п. 3 ст. 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и 1/2 ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Таким образом, дата начала исчисления суммы налога на игорный бизнес имеет решающее значение, так как факт начала исчисления суммы налога после 15-го числа текущего налогового периода является основанием для применения понижающего коэффициента 1/2 при исчислении суммы налога на игорный бизнес.
Минфин России придерживается позиции, что моментом начала исчисления суммы налога на игорный бизнес является момент подачи заявления о регистрации. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 27.03.2009 N 03-05-05-05/03.
Принимая во внимание позицию Минфина России, можно сделать вывод, что доначисление суммы налога на игорный бизнес в данном случае является неправомерным, так как тот факт, что предшествующие 16-му числу дни были выходными, не является основанием для доначисления суммы налога, поскольку начало исчисления суммы налога ведется с даты фактической подачи заявления о регистрации объектов налогообложения, а в рассматриваемой ситуации подача имела место 16-го числа.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.07.2011