Организация в качестве арендатора собирается заключить договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Вправе ли стороны в договоре установить, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема изымаемых лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и соответствующим повышающим коэффициентом?
Ответ: Стороны договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, вправе в договоре установить, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема изымаемых лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) и соответствующим повышающим коэффициентом.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.
Как установлено ч. 1 ст. 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 данной статьи.
На основании ч. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 г., применяются в 2011 г. с коэффициентом 1,13.
Как следует из изложенного, ГК РФ предоставляет сторонам договора аренды право устанавливать размер арендной платы не в твердой сумме, закрепляя определяемую арендную плату, подлежащую исчислению.
При этом, принимая во внимание положения ЛК РФ, Постановления N 310 с учетом повышающего коэффициента на соответствующий год, установление в договоре аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, положения, согласно которому арендная плата является определяемой, подлежащей исчислению (исходя из объема изымаемых лесных ресурсов) и не устанавливается в твердой сумме, специальными нормативными правовыми актами также не запрещено.
Судебная практика подтверждает правомерность подобного подхода. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.02.2011 N КГ-А41/18025-10 пришел к выводу, что стороны правомерно согласовали порядок расчета арендной платы в зависимости от объема лесных ресурсов.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 14.02.2011 N А70-2712/2010 указал, что в соответствии с условиями договоров размер арендной платы установлен не в твердой сумме, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов, то есть арендная плата является определяемой, подлежащей исчислению, что не противоречит ст. 73 ЛК РФ.
А. В.Сергомасова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
20.07.2011