Организация в качестве арендатора собирается заключить договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Заключение договора планируется без проведения торгов (участок будет использоваться для разработки месторождения полезных ископаемых). Вправе ли стороны, руководствуясь принципом свободы договора, установить ставки арендной платы за единицу площади лесного участка выше, чем они определены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" даже с учетом повышающего коэффициента на соответствующий год?

Ответ: Стороны заключаемого без проведения торгов договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, руководствуясь принципом свободы договора, в указанной ситуации установить ставки арендной платы за единицу площади лесного участка выше, чем они определены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с учетом повышающего коэффициента на соответствующий год, не вправе.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 данной статьи.

На основании ч. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 данной статьи.

Частью 3 ст. 74 ЛК РФ установлено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных ст. ст. 36, 43 - 45 ЛК РФ;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ.

Статья 43 ЛК РФ регулирует использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Постановлением N 310 утверждены Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 г., применяются в 2011 г. с коэффициентом 1,13.

Как следует из изложенного, законодатель предусмотрел обязательное регулирование ставок арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: они определяются на основании Постановления N 310 с учетом повышающего коэффициента, установленного соответствующим федеральным законом на соответствующий год.

Следовательно, данное регулирование является обязательным для сторон правилом по смыслу ст. 422 ГК РФ, а значит, стороны договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, не вправе установить ставки арендной платы за единицу площади лесного участка самостоятельно, т. е., в частности, выше, чем они определены Постановлением N 310 с учетом повышающего коэффициента на соответствующий год.

Аналогичная позиция существует и в судебной практике.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 26.04.2011 N КГ-А40/3694-11 пришел к выводу, что размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым, в связи с чем при ее определении должны использоваться ставки, установленные уполномоченным органом.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310, и их применение для сторон является обязательным, а изменение, в том числе по соглашению сторон, законом не допускается.

ФАС Московского округа в Постановлении от 04.07.2011 N КГ-А40/6368-11 указал, что установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.

Только в этом случае годовой размер арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы, установленного Постановлением N 310, а установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Так как договор аренды был заключен сторонами без проведения аукциона, следовательно, размер платы за земельный участок лесного фонда должен определяться в данном случае по установленным Правительством Российской Федерации Ставкам, которые не могут быть повышены органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

А. В.Сергомасова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

20.07.2011