Банкротство предприятий оборонного комплекса

(Чуплашкин А. С.)

("Безопасность бизнеса", 2006, N 1)

Текст документа

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

А. С. ЧУПЛАШКИН

Чуплашкин А. С., студент Военного университета Министерства обороны РФ.

Исторические корни института банкротства в России достаточно глубоки. Положения, касающиеся несостоятельности, имеются в Русской Правде, причем уже в тот период они достаточно сложны и подробны, хотя само понятие "банкротство" появилось в российском праве значительно позже. В настоящее время центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. В Законе под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

В данной работе я постараюсь осветить те проблемы, с которыми сталкиваются предприятия ВПК в процессе банкротства. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" регламентирует особенности банкротства стратегических предприятий. В п. 1 ст. 190 Закона дается определение стратегическим предприятиями и организациям. Это федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др. организации, осуществляющие работы по выполнению государственного оборонного заказа.

Роль и значение ВПК определяются не только его основным целевым предназначением - создание вооружения и военной техники. Оборонная промышленность в общем народно-хозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии важнейших областей: телевидения, радиовещания, электронной техники и др. Ведется производство бытовой техники. На более крупных заводах собираются трамвайные вагоны, универсальные погрузчики, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса.

Между тем на сегодняшний день положение на предприятиях ВПК достигло критического уровня. Признаются банкротами и распродаются с молотка некогда крупные заводы и стратегические предприятия. В этом виновато само государство, которое создало почву для банкротств в отрасли. Недостаточность финансирования привела к огромной задолженности предприятий ВПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная привлекательность предприятий. Не секрет, что главная причина легкого доступа "банкротчиков" к активам ВПК - огромные долги государства по гособоронзаказу. Любой желающий может перекупить небольшую сумму задолженности оборонного предприятия и обращаться в суд. Более того, налоговая политика нашего государства не отвечает реалиям и потребностям оборонных предприятий. Военное машиностроение платит налогов в бюджет в два раза больше, чем некоторые другие отрасли. Предприятия ВПК всегда являлись лакомым куском для тех, кто без особых затрат хотел получить производственные активы. Традиционно захватчиков интересуют имущественные комплексы оборонных предприятий. Кроме того, многим "передельщикам" просто хочется какое-то время посидеть на финансовых потоках заводов ВПК.

В конце прошлого года прокуратура Санкт-Петербурга выявила нарушения в части распоряжения имуществом предприятий ВПК при их банкротстве. В результате проверок были выявлены преступные махинации, результатом которых явилось инициирование банкротства. Причем собственник (государство) далеко не всегда уведомлялся о наличии признаков несостоятельности предприятия. Сейчас тенденция такова, что в каждом крупном промышленном регионе насчитывается несколько крупных оборонных предприятий, не избежавших такой неприятной процедуры банкротства, как внешнее управление. Любой заявитель может обратиться в арбитражный суд с иском о банкротстве такого объекта, если его долг превышает 500 тыс. рублей и не погашен в течение полугода. Судебным приставам дается всего месяц для изыскания средств на погашение этого долга, на тридцать первый день заявитель может начинать судебный процесс по признанию предприятия несостоятельным, не дожидаясь реальных исполнительных действий по погашению задолженности. В 2003 г. после вступления в силу новой редакции Закона "О банкротстве" была начата процедура банкротства в отношении порядка 10 предприятий ВПК. В 2004 г. в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось пять дел о банкротстве стратегических объектов. На 2005 г. статистики пока нет.

Не стоит забывать, что принятие решения о банкротстве предприятия оборонного комплекса является политическим, поскольку затрагивает стратегические интересы страны и ее безопасность. При разрешении арбитражным судом дел о банкротстве возникает достаточно много проблем, требующих разрешения. Постараюсь отразить наиболее сложные и часто встречающиеся из них.

Проблема критерия при включении предприятия в список стратегических предприятии. Отсутствуют четкие критерии включения предприятия в список стратегических предприятий. Имеется Распоряжение Правительства от 9 января 2004 г., которым утвержден Перечень стратегических предприятий, однако отсутствует механизм признания его таковым, и утвержденные органом государственной власти критерии, в соответствии с которыми предприятие признается стратегическим. Возможны ситуации, при которых предприятие, выполняющее оборонный заказ, не включено в список стратегических предприятий, но при его банкротстве рушится производственная цепочка.

1. Необходимость активного участия органов государственной власти в процедуре банкротства предприятий оборонного комплекса. Особая роль должна отводиться ФСБ РФ. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О государственной тайне" судьи допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без предварительных проверочных мероприятий. Однако судьи при банкротстве оборонного предприятия имеют дело не со сведениями, составляющими государственную тайну, а с более важным - объектом этих сведений. Сведения об объекте при его ликвидации теряют свою ценность.

2. Соотношение банкротства предприятия оборонного комплекса с бюджетными обязательствами. Положения Закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части стратегических предприятий основной упор делают на процедуру финансового оздоровления, которая фактически предусматривает дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. Однако финансовое оздоровление предприятия за счет средств государства - процедура проблематичная. Необходимо соблюдать бюджетный баланс.

3. Соотношение сроков, установленных Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для конкретной процедуры банкротства и реальной необходимостью при банкротстве предприятия оборонного комплекса.

Действующий Закон не содержит положений об особенностях банкротства стратегических предприятий в отношении сроков процедур банкротства. Это отражает недостаточную проработку Закона при его принятии и отсутствие работы с уже имеющими место в арбитражной практике делами по банкротству стратегических предприятий. Реально имеют место банкротства стратегических предприятий, которые длятся пять и даже семь с лишним лет, причем процедура банкротства в отношении данных предприятий не закончена и, скорее всего, продлится еще определенное время.

Итак, получается, что принятие решения о банкротстве предприятия оборонного комплекса и попустительское отношение к ВПК в целом создают множество проблем. Эти проблемы затрагивают интересы 10% населения РФ. Именно столько задействовано в предприятиях оборонного комплекса и стратегических организациях. Каковы же пути выхода из сложившейся ситуации? Среди специалистов очень действенными считаются предложения Председателя Арбитражного суда г. Москвы Олега Свириденко. Он предлагает вывести 1131 стратегическое (перечень утвержден Правительством) оборонное предприятие "за скобки" Закона о банкротстве и лишить права обращения в суд с заявлением о начале процедуры всех кредиторов, кроме государственного органа, который может провести реструктуризацию долга такого объекта. Законодательно установить, что дело о банкротстве стратегического объекта можно возбудить только после получения акта от судебных приставов о невозможности списания долга с такого предприятия. В результате этих действий количество желающих поставить стратегическое предприятие под контроль через процедуру банкротства заметно поубавится.

Название документа