Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации. На полученном организацией экземпляре акта проверки отсутствуют подписи должностных лиц налогового органа, проводивших выездную налоговую проверку. Может ли данное обстоятельство послужить основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам проведенной проверки?

Ответ: С учетом сложившейся судебной практики отсутствие на полученном налогоплательщиком экземпляре акта проведенной выездной проверки подписей должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку, может послужить основанием для отмены решения, принятого по результатам проведенной проверки.

Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются в том числе фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют (пп. 3 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 4 ст. 100 НК РФ).

Согласно п. 1.10 Требований к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) акт выездной налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем).

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки (п. 1.12 названных Требований).

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 09.03.2011 N А29-4799/2010 счел, что отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших проверку, является нарушением п. 2 ст. 100 НК РФ. Решение, принятое в отсутствие соответствующего требованиям налогового законодательства акта проверки, является незаконным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика. В связи с этим решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, подлежит признанию недействительным.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А19-18236/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2011 N А03-1498/2010.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13.05.2010 N А58-7038/09 счел, что подписание акта проверки лицом, не проводившим данную проверку, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, прежде всего право налогоплательщика на проведение налоговой проверки и оформление ее результатов в установленном законом порядке.

Поскольку акт налоговой проверки не соответствует по своему оформлению требованиям законодательства, решение налогового органа, основанное на указанном акте, признано судом недействительным.

Таким образом, с учетом сложившейся судебной практики отсутствие на полученном налогоплательщиком экземпляре акта проведенной выездной проверки подписи должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку, может послужить основанием для отмены решения, принятого по результатам проведенной проверки.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

14.07.2011