Из положений ст. ст. 1 и 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) следует, что НДС взимается налоговыми органами государства-импортера при ввозе любого движимого имущества налогоплательщиками на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза, реализуемого или предназначенного для реализации

В декабре 2010 г. между организацией - резидентом Республики Казахстан (продавец) и ОАО - резидентом РФ (покупатель) заключен договор купли-продажи конденсата газового стабильного (далее - товар). Согласно договору с момента пересечения товаром выхода газоперерабатывающего завода продавец считается исполнившим свои обязательства по договору, а право собственности на товар и все риски переходят от продавца к покупателю, при этом качество товара должно соответствовать техническим условиям.

Таким образом, по указанному договору казахская организация продает, а ОАО покупает на территории РФ товар, который ОАО обязано принять и оплатить, какие-либо иные обязанности, связанные с изготовлением товара, ввозом сырья для его изготовления, согласно условиям договора у покупателя отсутствуют.

Кроме того, учитывая положения п. 5 ст. 2 Налогового кодекса Республики Казахстан, согласно которым "если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Кодексе, применяются правила указанного договора", вышеуказанные операции по реализации товаров и для продавца не будут признаваться экспортом товаров, а будут являться операциями, не признаваемыми объектом налогообложения по НДС, в силу того что они совершаются не на территории Республики Казахстан.

Поскольку покупатель не осуществляет ввоз сырья и не приобретает ввозимое сырье, импорт товаров, с точки зрения Соглашения, не возникает и оснований для уплаты НДС на основании заявления о ввозе товаров (пп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009) у ОАО нет.

Однако согласно п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, соответствующая сумма налога на добавленную стоимость подлежит исчислению, удержанию и уплате в бюджет налоговыми агентами, которыми признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц. Налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога.

Таким образом, в описанной ситуации ОАО признается налоговым агентом и обязано исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС в порядке, предусмотренном п. п. 1 - 2 ст. 161 и п. 4 ст. 164 НК РФ.

Возникает ли на основании указанного Соглашения у ОАО обязанность по уплате НДС при приобретении на территории РФ по договору купли-продажи у казахской организации товаров, изготовленных для казахстанской организации третьей организацией на территории РФ из сырья, к ввозу которого ОАО не имеет отношения, и реализуемых казахстанской организацией на территории РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2011 г. N 03-07-08/214

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость российской организацией при приобретении на территории Российской Федерации у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, изготовленных в Российской Федерации из давальческого сырья, ввезенного на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 147 Кодекса местом реализации товара считается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации товаров, находящихся на территории Российской Федерации после их изготовления из давальческого сырья, ввезенного на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, признается территория Российской Федерации и их реализация является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

На основании ст. 161 Кодекса российские организации обязаны исполнять обязанности налоговых агентов и, соответственно, исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в случае приобретения у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у казахстанского хозяйствующего субъекта товары, местом реализации которых является территория Российской Федерации, признается налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость.

Что касается положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, а также Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, предусматривающих взимание налога на добавленную стоимость налоговыми органами при ввозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, то данные положения в указанном случае не применяются, поскольку давальческое сырье, ввозимое на территорию Российской Федерации для переработки, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не является.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

12.07.2011