Организация заключила с дизайнерским ателье договор подряда на разработку дизайна логотипа организации. Можно ли затраты организации по названному договору учесть в составе расходов на рекламу по налогу на прибыль организаций?

Ответ: Организация, заключившая с дизайнерским ателье договор подряда на разработку дизайна логотипа организации, вправе учесть затраты по договору подряда на разработку дизайна логотипа организации в составе расходов на рекламу по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем, учитывая отсутствие позиции государственных органов по данному вопросу, существует вероятность того, что организации придется отстаивать свою правоту в суде.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следует отметить, что ФАС Московского округа в Постановлении от 15.02.2010 N КА-А40/190-10 по делу N А40-95760/08-116-293 сделал следующий вывод: логотип является рекламой как техническое средство, несущее в себе информацию о заявителе для неопределенного круга лиц с целью поддержания интереса к заявителю.

В свою очередь, ФАС Московского округа в Постановлении от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 отметил, что логотип - это нерегистрируемое в патентном ведомстве оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы, которое применяется для привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. Для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание, следовательно, общество вправе использовать его без регистрации. Суд при этом пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для признания фирменного логотипа и правил его использования нематериальным активом, а также несения обществом сопутствующих созданию нематериального актива затрат.

Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из положений Закона N 38-ФЗ и позиции судов логотип организации является рекламой.

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Из содержания п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, определяющее значение при отнесении тех или иных затрат в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль имеет их экономическая обоснованность, непосредственная взаимозависимость с деятельностью, направленной на получение прибыли, и их документальное подтверждение.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 настоящей статьи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Таким образом, принимая во внимание, что логотип является рекламой, затраты на изготовление логотипа организации (дизайна) организация вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль.

К аналогичному выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 15.02.2010 N КА-А40/190-10.

Вместе с тем следует отметить: разъясняющих писем компетентных ведомств по данному вопросу нет и организации следует иметь в виду, что существует вероятность того, что организации придется отстаивать свою правоту в суде.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

10.07.2011