Вправе ли налоговый орган при выездной проверке истребовать у налогоплательщика для целей проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль регистры бухгалтерского учета - карточки счетов?
Ответ: Исходя из позиции Минфина России и налоговых органов налоговый орган при выездной проверке вправе истребовать у налогоплательщика для целей проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль регистры бухгалтерского учета - карточки счетов. Учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по данному вопросу, неправомерность подобного требования налогового органа налогоплательщику, не согласному с ним, предстоит доказывать в суде.
Обоснование: В соответствии с п. 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
При этом перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки, НК РФ не устанавливает.
В Письме ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ указано, что выписки по счетам являются регистрами бухгалтерского учета и, следовательно, в соответствии со ст. 93 НК РФ могут быть истребованы у проверяемого банка при проведении выездной налоговой проверки.
В Письме Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 разъяснено, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учитывая изложенное, налоговый орган при выездной проверке вправе истребовать у налогоплательщика для целей проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль регистры бухгалтерского учета - карточки счетов.
Однако в судебной практике по вопросу правомерности истребования у налогоплательщика регистров бухгалтерского учета единая позиция отсутствует.
Удовлетворяя заявление организации о признании решения налогового органа и решения вышестоящего налогового органа незаконными в части доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, в частности, по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов и смягчая налоговую ответственность и уменьшая штраф по ст. 126 НК РФ, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.09.2013 N А55-31523/2012, учитывая отсутствие определения в НК РФ понятия "документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов", применил п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и отметил, что истребование оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счетов, относящихся по смыслу указанной нормы к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, является незаконным.
Данная позиция по аналогии может быть применена и с учетом действия в настоящее время Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" вместо утратившего силу Федерального закона N 129-ФЗ.
Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.02.2013 N А13-3557/2012 указал, что в целях установления правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и, следовательно, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика-организации представления регистров бухгалтерского учета.
Таким образом, налоговый орган вправе при проведении выездной проверки истребовать регистры бухгалтерского учета. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
07.03.2014