В отношении налогоплательщика провели выездную налоговую проверку, при этом справку о проведенной проверке налогоплательщику не вручили. Является ли это нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и может ли данное обстоятельство являться основанием для отмены в последующем решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности?

Ответ: Невручение налогоплательщику справки о проведенной налоговым органом выездной налоговой проверке не может являться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Обоснование: В соответствии с п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма Справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Вместе с тем на основании п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщик дает объяснения на основании акта проверки, а не справки о проведенной проверке.

В связи с вышеизложенным невручение справки о проведенной проверке налогоплательщику не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку налогоплательщик в указанном случае не лишается возможности защищать свои права, в связи с чем не может являться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

А. Р.Мкртумян

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.07.2011