Законом субъекта РФ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции с 22.00 до 09.00. Может ли организация, нарушившая этот запрет, быть лишена лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Ответ: Нарушение запрета в определенное время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции не может являться основанием для аннулирования лицензии, так как такое основание не предусмотрено законодательством РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Указанной статьей также предусмотрены основания для аннулирования такой лицензии в судебном порядке. Однако в данной норме не содержится такого основания, как нарушение запрета в определенное время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.

Из п. 3.1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.02.2008 N 09АП-18386/2007-АК по делу N А40-48825/07-145-328 признал рассматриваемое нарушение основанием для аннулирования лицензии.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.03.2011 N 14412/10 по делу N А40-150417/09-139-1024 отметил, что п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии. Такого основания для аннулирования лицензии, как нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, в названной норме данного Закона не содержится. Кроме того, в Законе N 171-ФЗ отсутствуют положения, предоставляющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные основания для аннулирования лицензии. Таким образом, аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, не допускается.

Указанная позиция Президиума ВАС РФ является обязательной исходя из принципа единообразия правоприменительной практики (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 N 17АП-5454/07-АК по делу N А60-9054/07-С8).

Учитывая изложенное, нарушение запрета в определенное время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции не может являться основанием для аннулирования лицензии.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

07.07.2011