О налогообложении НДС рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых белорусскими и казахстанскими организациями российской организации в рамках агентского договора

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июля 2011 г. N 03-07-08/208

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых белорусскими и казахстанскими организациями российской организации в рамках агентского договора, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

На основании положений ст. ст. 2 и 3 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых белорусскими и казахстанскими организациями российской организации по агентскому договору, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые белорусскими и казахстанскими организациями рекламные и маркетинговые услуги по агентскому договору, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении агентских услуг, связанных с привлечением от имени агента третьих лиц для выполнения рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь российской организации, то на основании вышеуказанных норм Протокола местом реализации таких услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиками которого являются лица, оказывающие эти услуги. Поэтому местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается и данные услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

07.07.2011