К вопросу о предмете договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения

(Кособродов В. М.) ("Законодательство и экономика", 2006, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В. М. КОСОБРОДОВ

Кособродов В. М., помощник судьи Свердловского районного суда г. Белгорода.

Предмет договора относится к его существенным условиям. В доктрине гражданского права под предметом понимаются вещи материального мира, относительно которых могут возникать гражданские права и обязанности. Статья 607 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает, что предметом договора аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д., не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Под вещью понимается предмет материального мира, удовлетворяющий потребности людей, по поводу которого могут возникнуть гражданские права и обязанности (предметы материальной и духовной культуры, т. е. продукты человеческого труда, предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности, - земля, полезные ископаемые, растения и т. д.). Индивидуально-определенными являются прежде всего уникальные, т. е. единственные в своем роде вещи. Но уникальность, однако, не является обязательным условием для признания той или иной вещи индивидуально-определенной. Предметы, находящиеся в общей массе (земельный участок в поле), становятся индивидуально-определенными, как только оказываются тем или иным образом отграниченными, выделенными из других земельных участков. Таким образом, можно сказать, что земельный участок становится индивидуально-определенным благодаря конкретным условиям гражданского оборота. Земельный участок в ст. 130 ГК РФ рассматривается как недвижимое имущество, т. е. объект, перемещение которого без нанесения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. В литературе установленный специальный правовой режим для земли объясняется по-разному. По мнению Ю. Г. Жарикова и М. Г. Масевич, отношение земли к недвижимости объясняется важностью для экономики страны, так как она составляет наиболее ценный объект <*>. Л. В. Щенникова считает, что земельный участок наряду с другими объектами недвижимости требует установления особого правового режима для обеспечения устойчивости прав на это имущество <**>. У. Маттен отмечает, что различные правовые системы едины в том, что земля является важным объектом, так как составляет наибольшую материальную ценность <***>. -------------------------------- <*> Жариков Ю. Г., Масевич М. Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М.: Прогресс, 1997. С. 113. <**> Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М.: Норма, 1996. С. 98. <***> Маттен У. Основные концепции права собственности. М.: Проспект, 1999. С. 127.

Недвижимым имущество может быть в силу назначения или по природе. По мнению Н. А. Сыродоева, определение "перемещение без несоразмерного ущерба назначению" весьма уязвимо. Современные технические достижения позволяют перемещать даже монументальные здания на значительные расстояния не только без "несоразмерного", и вообще без всякого ущерба их назначению. При данных обстоятельствах происходит ликвидация недвижимости на одном земельном участке и возникновение ее на другом. Такие объекты относятся к недвижимости по назначению. Что же касается земли, то она обладает такими уникальными свойствами, как неперемещаемость, неуничтожаемость, несоздаваемость. Она действительно недвижима по природе. Земля в силу отмеченных свойств может придавать объектам недвижимости по назначению конкретную, и при том постоянную адресность <*>. Это свойство земли и обеспечивает необходимость ее специальной регистрации как недвижимости. -------------------------------- <*> Сыродоев Н. А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество // Государство и право. 1998. N 8. С. 28, 29.

При аренде земель сельскохозяйственного назначения объектами могут быть прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Если эти данные в договоре не указаны, то условие об объекте аренды считается несогласованным сторонами, а договор аренды не признается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Пункт 1 ст. 607 ГК РФ устанавливает, что объектом договора аренды могут быть вещи непотребляемые, т. е. несмотря на физический износ сохраняющие свою целостность в процессе их использования, поскольку по договору аренды объектом всегда выступает непотребляемая вещь, которая должна быть возвращена арендодателю по истечении срока договора. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Сюда входят природные объекты, в числе которых земельные участки, участки недр, ограниченные водные и лесные объекты, которые формируют группу объектов окружающей природной среды (обособленные природные объекты), являются недвижимым имуществом, в некоторых случаях изъятым из гражданского оборота. Отношения по поводу таких объектов регулируются природоресурсным законодательством, а сами они охраняются нормами природоохранного законодательства, в частности Законом РФ "О недрах", Водным, Лесным, Земельным кодексами РФ. В некоторых из них аренде посвящены специальные нормы, которые затем получают развитие в подзаконных актах. Называя в качестве объектов аренды земельные участки и другие обособленные природные объекты, ГК РФ не содержит, однако, специального регулирования договоров об их аренде, распространяя на них действие только общих положений об аренде. В то же время характер указанного имущества безусловно требует такого регулирования. Учитывая объективные качества этих объектов, их существенное значение с точки зрения общественного (публичного) интереса, отношения, складывающиеся по поводу природных объектов, представляют собой самостоятельное отраслевое регулирование. Это регулирование носит комплексный характер, включая и гражданско-правовое регулирование. Поэтому п. 2 ст. 607 ГК РФ указывает на то, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Так, специальные нормы об аренде содержатся в Лесном и Земельном кодексах. Водный кодекс регулирует отношения по водопользованию, которые, как представляется, не являются арендными, представляя самостоятельный вид в группе отношений по поводу пользования чужим имуществом. Гражданско-правовой режим ограниченных природных объектов в значительной мере учитывает публичный интерес, в силу чего право пользования может быть ограничено дополнительными условиями, в том числе экологическими требованиями. Отношения по передаче ограниченных природных объектов могут приобретать отдельные публично-правовые черты, и в таком случае это будет договор концессии, а не аренды. Арендодателем по данному договору выступает публичный собственник (государство или муниципальное образование), а на арендатора могут возлагаться дополнительные обязанности общественно полезного свойства. Для заключения договоров по передаче в пользование обособленных природных объектов в большинстве случаев требуется лицензия (разрешение). Собственники земельных участков могут предоставить их в аренду в соответствии с гражданским законодательством (ст. 608 ГК РФ) и Земельным кодексом РФ (п. 2 ст. 22). Арендодателями также могут быть лица, которые управомочены законом или собственниками сдавать имущество в аренду. Из статьи 606 и п. 2 ст. 615 ГК РФ, а также из п. 5 и 6 ст. 22 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) следует, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель передает арендатору (нанимателю) имущество, в том числе земельный участок, за плату не только во временное владение и пользование или во временное пользование, но и во временное распоряжение. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Часть 2 ст. 6 ЗК РФ под земельным участком понимает часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть арендаторами земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22). Согласно п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства - собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на чужих земельных участках, имеют преимущественное право на аренду этих участков. Это право реализуется в порядке, установленном в ст. 35 ЗК РФ, и в соответствии с п. 1 ст. 22 ЗК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 35 ЗК РФ Президент РФ вправе установить перечень видов зданий, строений и сооружений, на которые это правило не распространяется. Однако не все земельные участки могут быть объектами аренды. Так, земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 и 11 ст. 22 ЗК РФ). Тогда как земельные участки, ограниченные в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ), могут быть объектами аренды. Земли, полностью изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте, определены в ЗК РФ. Полностью изъяты из оборота земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности (их перечень приведен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ). Ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (их перечень приведен в п. 5 ст. 27 ЗК РФ). В ранее действовавших нормативных актах земельный участок как объект земельных отношений не упоминался. Об этом не было сказано ни в Земельном кодексе 1990 г., ни в других нормативных актах. В литературе это положение объясняется непоследовательностью земельного законодательства. Однако дело не только в этом. Установив определенные правомочия субъектов на земельные участки, государство на столько же ограничивает свои права на него. В современных условиях земля является все в большей степени результатом человеческой деятельности. "Земля не может характеризоваться, - пишет Э. Н. Павлов, - только как природный ресурс, а становится капиталом, постоянно воспроизводимым одновременно с производством сельскохозяйственной продукции" <*>. Арендатор заинтересован в увеличении земельного капитала хозяйства путем улучшения почвы, осушения, сохранения ее биологического равновесия и санитарного состояния. -------------------------------- <*> Павлов Э. Н. Аграрное право и право собственности во Франции // Советское государство и право. 1988. N 7. С. 21.

Получение земельного участка в натуре свидетельствуется государственным актом на право частной собственности. Право собственности на земельный участок возникает после установления землеустроительными организациями меж земельного участка в натуре и получения документов, свидетельствующих об имеющемся праве. Индивидуализация может осуществляться разными способами: указанием места нахождения, точным наименованием. По индивидуальному обязательству только указанный в договоре предмет лежит в основе исполнения обязательства. Никакой другой, хотя бы он был совершенно однороден и равноценен с данным, не может быть представлен во исполнение соглашения. Практически все необходимые сведения, индивидуализирующие земельный участок, можно получить из Государственного земельного кадастра. Он является единой государственной системой, устанавливающей процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельным участком, а также содержит совокупность сведений, документов о месте расположения и правовом режиме участков. Первое характеризует земельный участок по площади и составу угодий, а второе - природные и приобретенные свойства, влияющие на плодородие земли и степень ее загрязнения. Составной частью Государственного земельного кадастра является государственная регистрация земельных участков. Государственный земельный кадастр состоит из двух частей: книги записей регистрации актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли с указанием кадастровых номеров земельных участков; поземельной книги, содержащей сведения о земельном участке. Государственный земельный кадастр ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельной реформы. Поземельные книги существуют практически во всех развитых странах. В ФРГ они основываются на результатах обмеров, проводимых кадастровыми ведомствами, и входят в компетенцию участковых судов с целью защиты прав собственников от злоупотреблений со стороны государства. Ведение поземельных книг не является функцией сотрудников административных органов, обязанных подчиняться вышестоящим организациям. Они ведутся независимыми судьями и компетентными служащими этих органов. Все земельные участки, за исключением тех, которые находятся в собственности государства и практически изъяты из оборота (дороги, каналы), подлежат регистрации в поземельных книгах. Таким образом, предмет договора аренды земли имеет свою специфику, которая влияет на плату и на субъективные права и юридические обязанности сторон.

Название документа Интервью: К вопросу об обязательном страховании адвокатов (интервью с Г. К. Шаровым) ("Адвокат", 2006, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ АДВОКАТОВ

ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНОМ СОВЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ АДВОКАТОВ Г. К. ШАРОВЫМ

Ю. ИВАНОВА

Закон об адвокатуре предусматривает введение в следующем году обязательного страхования адвокатами своей профессиональной ответственности. Пока для страхования профессиональной ответственности адвокатов предусмотрен только добровольный порядок. Некоторые страховые компании еще год назад заявили о своей готовности предложить адвокатским образованиям свои услуги <*>. Естественно, адвокаты не остались равнодушными к такой насущной проблеме <**>. О том, как адвокатское сообщество готовится к введению обязательного страхования, заместителю главного редактора Юлии Ивановой рассказывает член Совета Федеральной палаты адвокатов, вице-президент ФСАР и МС(С)А, директор адвокатской конторы "СанктаЛекс" Московской городской коллегии адвокатов кандидат юридических наук Г. К. Шаров. -------------------------------- <*> Грудцына Л. Ю. Страхование профессиональной ответственности адвокатов: будущее начинается сегодня. Интервью с заместителем генерального директора ОАО "Московская страховая компания" А. А. Федонкиным // Адвокат. 2004. N 2. <**> Мастинский Я. М., Минаков А. И., Паповян И. С., Тимофеева А. Е. Страхование риска профессиональной имущественной ответственности адвокатов // Адвокат. 2004. N 4.

Геннадий Константинович, давайте уточним тему нашей беседы. Статья 19 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" устанавливает обязанность адвоката страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона об адвокатуре обязательность такого страхования вступает в силу через год - 1 января 2007 г., так что времени осталось немного. Насколько нам известно, Федеральная палата адвокатов РФ прорабатывает вопрос о законодательном обеспечении введения обязательного страхования адвокатами риска своей профессиональной имущественной ответственности. Что сделано на данный момент и что еще предстоит сделать? Главное, что нужно было сделать - это дать ответ на вопрос о необходимости принятия специального закона об обязательном страховании профессиональной ответственности адвокатов с позиций гражданского законодательства, включая законодательство о страховании, и с позиций налогового законодательства. Изучение этого вопроса было поручено Советом ФПА группе адвокатов, в которую вхожу и я. Мнения членов рабочей группы разделились. Большинство коллег высказались за необходимость принятия специального закона. Я придерживаюсь другой точки зрения. Поэтому, пока споры не завершены и группа не закончила работу, я могу комментировать только свою позицию.

Думаю, нашим читателям будет интересно узнать об этом. Хорошо. Но предупреждаю: мои ответы будут довольно длинными. В таком серьезном деле приемлема только точная и подробная аргументация. Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 936 устанавливает, что при обязательном страховании законом должны определяться только три вопроса: - объекты, подлежащие обязательному страхованию; - риски, от которых они должны быть застрахованы; - минимальные размеры страховых сумм. Если хотя бы одно из условий, указанных в ст. 936, не определено законом, обязательное страхование нельзя считать установленным, не возникает обязанность страхования и не применяются последствия, предусмотренные ст. 937 ГК РФ. Соответственно, орган страхового надзора не выдает лицензии на такой вид обязательного страхования (разъяснения Минфина России от 13 мая 1997 г.). В соответствии со ст. 19 Федерального закона об адвокатской деятельности объектами обязательного страхования для адвокатов являются имущественные интересы адвоката, связанные с его обязанностью возместить причиненный доверителю вред в случае нарушения адвокатом условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Как видим, объект страхования для адвокатов законодательно определен. Далее. В соответствии с той же статьей Закона об адвокатской деятельности страховые случаи (или риски, от которых должны быть застрахованы объекты страхования) - это любые нарушения адвокатом условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Установить перечень страховых случаев профессиональной ответственности адвокатов невозможно, поскольку страхованию подлежит ответственность за любые виновные нарушения адвокатом условий договора об оказании юридической помощи, причинившие доверителю вред, находящийся в прямой причинной связи с нарушением. Поэтому и для определения рисков, от которых должны быть застрахованы объекты страхования, не требуется каких-либо дополнительных норм закона. До настоящего времени не определены и требуют законодательного установления только минимальные размеры страховых сумм. Согласитесь, для решения одного этого вопроса вряд ли целесообразно принимать отдельный закон об обязательном страховании профессиональной ответственности адвокатов. Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере гражданского оборота. При этом ст. 3 ГК РФ установила важнейшее правило: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу". Таким образом, никакие федеральные законы не могут расширять перечень вопросов, подлежащих законодательному регулированию и перечисленных в ст. 936 ГК РФ. Расширение перечня вопросов законодательного регулирования приведет к ограничению гражданских прав лиц, которые "свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора" (ст. 1 ГК РФ). Рассмотрим теперь, какие правила в отношении обязательного страхования предусматривает страховое законодательство и насколько они применимы к обязательному страхованию ответственности адвокатов. Статья 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" 10 декабря 2003 г. была дополнена п. 4, который неоправданно расширил перечень вопросов обязательного страхования, подлежащих регулированию федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Кроме вопросов, указанных в ГК РФ, этот Закон предусмотрел законодательное регулирование еще семи вопросов (подп. "д" - "л"): д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа. Условия страхования для всех адвокатов должны быть одинаковыми независимо от их специализации, квалификации и стажа, поэтому размер и структуру страхового тарифа не надо устанавливать законом. Следует учитывать и то, что в отношении, например, так называемой автогражданки страховые тарифы, их структура и порядок применения определены не законом, а Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г.; е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования (вопросы, указанные в подп. "д", "е" и "ж" для обязательного негосударственного страхования вполне могут быть урегулированы договорами страхования или корпоративными актами обществ взаимного страхования); з) порядок определения размера страховой выплаты (этот порядок должен определяться размером вреда в пределах страховой суммы, и нет необходимости устанавливать какие-то особые правила по этому вопросу); и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования (вопросы, указанные в подп. "и" и "к", урегулированы ст. 937 ГК РФ и ст. 30 Закона "Об организации страхового дела" и дополнительного регулирования не требуют); л) иные положения (включение такой формулировки в рассматриваемую статью Закона свидетельствует о его несовершенстве и необязательности соблюдения). Повторюсь - главное то, что подпункты "д" - "л" п. 4 ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не соответствуют ст. 936 ГК РФ и, следовательно, не подлежат применению (ст. 1 - 3 ГК РФ). Следует иметь в виду еще одно важное обстоятельство: законодательство о страховании различает обязательное государственное и негосударственное страхование. Обязательному государственному страхованию подлежат только государственные служащие, страховщиком может выступать только государственная организация, а права и обязанности участников определяются исключительно нормативным актом (ст. 969 ГК РФ). Страхование риска профессиональной ответственности адвокатов является негосударственным обязательным страхованием. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не указал, распространяется ли п. 4 ст. 3 на оба вида обязательного страхования или только на государственное. Как я уже говорил, в п. 3 ст. 936 ГК РФ приведен перечень условий договора страхования, которые должны быть определены в законе, установившем обязательное страхование. Однако, поскольку негосударственное обязательное страхование производится на основании договоров, то остальные условия обязательного негосударственного страхования должны согласовываться сторонами в договоре. При таком толковании различий между государственным и негосударственным обязательным страхованием вопросы, указанные в подп. "д" - "л" ч. 4 ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", касаются только случаев обязательного государственного страхования. При обязательном негосударственном страховании эти положения могут определяться либо договорами страхования, либо членством в обществе взаимного страхования.

В своей статье о страховании риска профессиональной ответственности адвокатов, опубликованной в нашем журнале в декабре 2004 г., Вы писали о том, что возлагаете определенные надежды как раз на взаимное страхование. Как продвигается законопроект и каковы перспективы внедрения такой формы страхования профессиональной ответственности? Законопроект "О взаимном страховании" внесен Правительством РФ в Госдуму РФ еще 13 февраля 2003 г. и принят в первом чтении в сентябре того же года. Официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении законопроекта назначена директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ А. В. Попова (распоряжение от 7 октября 2004 г. N 1283-р). Затем при рассмотрении вопроса о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы ответственный думский Комитет (комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам) принял, как указано в протоколе от 15 апреля 2004 г., "иное решение". Таким образом, первоначальная редакция была отвергнута. Примерная программа законопроектной работы Госдумы предусматривала плановый срок рассмотрения этого законопроекта - февраль 2005 г., но до настоящего времени он не принят. В первоначальной редакции п. 4 ст. 1 проекта указывалось: "Обязательное страхование путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами о видах обязательного страхования, и осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены такими законами". Правовое управление Госдумы не согласилось с такой концепцией и в своем заключении по законопроекту от 16 апреля 2003 г. указало: "Общие положения о взаимном страховании содержатся в ст. 968 ГК, которая относит определение случаев обязательного страхования к регулированию Федерального закона о взаимном страховании. Проект такие случаи не определяет, а лишь отсылает (п. 4 ст. 1) к установлению порядка и условий осуществления обязательного страхования путем взаимного страхования к регулированию Федерального закона о видах обязательного страхования. В этой связи следует иметь в виду, что отношения по обязательному страхованию, осуществляемому путем взаимного страхования, не относятся к отношениям, подлежащим согласно ст. 970 ГК урегулированию специальными федеральными законами. Проект в этой части должен быть доработан с учетом ГК РФ". Это заключение подписано начальником Правового управления Госдумы. Новая редакция проекта федерального закона "О взаимном страховании" для второго чтения в п. 12 ст. 4 содержит следующую норму: "Общество вправе осуществлять обязательное страхование путем взаимного страхования в случаях получения лицензии на осуществление конкретного вида обязательного страхования в соответствии со страховым законодательством". В этой норме ничего не говорится о том, что для обязательного страхования необходимо принятие специального федерального закона. Таким образом, для введения обязательного страхования адвокатской деятельности достаточно законодательно установить минимальный размер страховой суммы. Все остальные вопросы уже регламентированы федеральным законодательством либо могут быть урегулированы договорами страхования или членскими отношениями в обществах взаимного страхования.

Не повредит ли отсутствие специального закона об обязательном страховании адвокатов возможности уменьшать налоговую базу на сумму расходов адвокатов на страхование? При исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ) имеют частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, - в сумме "расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов". Состав таких расходов определяется по правилам определения расходов для целей налогообложения, установленным главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". По моему мнению, адвокаты должны относиться к этой категории налогоплательщиков. Однако практика, к сожалению, пошла по пути отнесения адвокатов к категории лиц, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера. Но эти лица также имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов, в сумме "расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг)". На первый взгляд разница между одной и другой категориями налогоплательщиков несущественна, но практически весьма важна. Но это тема отдельной дискуссии, и если она заинтересует редакцию и читателей, мы обсудим ее в другой раз. По Единому социальному налогу объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (ч. 2 ст. 236 НК РФ). Налоговая база для них определяется как сумма доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав таких расходов определяется по правилам определения состава затрат, установленным гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" (ч. 3 ст. 237 НК РФ). В отношении налога на прибыль организаций, который регулируется НК РФ с 1 января 2002 г., подп. 5 п. 1 ст. 253 устанавливает: к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обязательное и добровольное страхование. Статья 263 НК РФ устанавливает, что страховые взносы по всем видам обязательного и отдельным видам добровольного страхования имущества включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. В частности, в состав расходов включаются страховые взносы при добровольном страховании ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1). Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263). Таким образом, в расходы на страхование имущества включаются страховые взносы: - по всем видам обязательного страхования в пределах страховых тарифов (если они не установлены - в размере фактических затрат); - по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления деятельности в соответствии с общепринятыми международными требованиями - в размере фактических затрат. Следовательно, даже если установленное Законом об адвокатской деятельности обязательное страхование не будет признаваться налоговыми органами обязательным, можно доказывать, что оно является общепринятым международным требованием к осуществлению адвокатской деятельности. В соответствии с руководящими разъяснениями налоговых органов, чтобы страхование профессиональной ответственности адвокатов было признано обязательным, достаточно следующего. На основании письма Управления МНС по г. Москве от 4 марта 2004 г. N 26-12/14716 страховые премии (взносы) по обязательному страхованию признаются расходами для целей налогообложения прибыли, если в соответствующем федеральном законе определены: - объекты, подлежащие обязательному страхованию; - риски, от которых эти объекты должны быть застрахованы; - минимальные размеры страховых сумм. Аналогичные условия перечислены и в письме Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 9 сентября 2004 г. N 02-4-10/252. Правда, в этом документе сделана еще и ссылка на некие "другие условия". Что понимать под этим, неведомо, но любые другие условия будут противоречить ГК РФ.

Геннадий Константинович, давайте подведем итоги и сформулируем выводы. Охотно. По-моему, выводы простые и ясные. Во-первых, для введения обязательного страхования адвокатской деятельности достаточно принять дополнение к Закону об адвокатской деятельности с указанием минимального размера страховой суммы. Все остальные вопросы, требующие законодательного регулирования, уже определены федеральным законодательством. Другие вопросы не требуют законодательной регламентации и могут быть урегулированы договорами страхования или членскими отношениями в обществах взаимного страхования. Во-вторых, для отнесения расходов на обязательное страхование адвокатской деятельности к расходам, уменьшающим налоговую базу НДФЛ и ЕСН, нет необходимости принимать специальный закон об обязательном страховании адвокатской деятельности или вносить изменения или дополнения в налоговое законодательство. Для этого достаточно законодательно установить минимальный размер страховой суммы. И, безусловно, желательно, чтобы до 1 января 2007 г. был принят закон о взаимном страховании, который бы предусматривал право обществ взаимного страхования осуществлять обязательное негосударственное страхование профессиональной имущественной ответственности адвокатов.

Название документа