Организация осуществляет телевизионное вещание телепрограммы, зарегистрированной как средство массовой информации в региональной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформации Российской Федерации. Между тем организацией в выходных данных указанной телепрограммы были размещены сведения о том, что она зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Административным органом организация была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Организация считает, что административным органом при принятии решения была установлена неправильная квалификация совершенного ею административного правонарушения, в силу чего указанное решение является неправомерным. Правомерно ли в представленном случае вынесенное административным органом решение? Как необходимо квалифицировать действия организации в представленном случае?
Ответ: Считаем в представленном случае неправомерным вынесенное административным органом решение о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за распространение продукции средства массовой информации с неправильными выходными данными. Статья 13.22 КоАП РФ содержит специальный состав правонарушения по отношению к общему составу, предусмотренному ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Таким образом, выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влечет предупреждение или наложение административного штрафа и должно быть квалифицировано в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ.
Обоснование: В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с п. 37 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания подлежит лицензированию.
Как установлено ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1), телевизионное вещание, радиовещание (далее - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Часть 5 ст. 27 Закона N 2124-1 гласит, что зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 во исполнение Закона N 99-ФЗ и Закона N 2124-1 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение N 1025).
В силу пп. "е" п. 4 Положения N 1025 лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных ст. 27 Закона N 2124-1.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Следовательно, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление на основании специального разрешения (лицензии) определенного вида предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно для лицензиата при ее осуществлении.
В представленном случае организацией было допущено нарушение лицензионных требований, выразившееся в неправильном объявлении выходных данных телепрограммы.
В свою очередь, ст. 13.22 КоАП РФ гласит, что выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 N А19-5448/2013 суд в отношении аналогичной ситуации указывает, что ст. 13.22 КоАП РФ содержит специальный состав правонарушения по отношению к общему составу, предусмотренному ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. На основании изложенного, учитывая, что организацией нарушен именно порядок объявления выходных данных средства массовой информации при осуществлении телевизионного вещания, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного организацией правонарушения, поскольку его действия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.22 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения закона и представленную судебную практику, считаем в представленном случае неправомерным вынесенное административным органом решение о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за распространение продукции средства массовой информации с неправильными выходными данными. Статья 13.22 КоАП РФ содержит специальный состав правонарушения по отношению к общему составу, предусмотренному ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Таким образом, указанное правонарушение должно быть квалифицировано в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ. Указанный вывод подтверждается также Постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 N 05АП-3172/2013 по делу N А51-32031/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 N А26-10292/2012.
А. А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
07.03.2014