Вправе ли граждане получить в 2014 г. в собственность за плату земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для осуществления предпринимательской деятельности в рамках крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица до его государственной регистрации?
Ответ: С 1 января 2014 г. для получения земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, в целях осуществления фермерским хозяйством своей деятельности глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает в исполнительный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр заявление. К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. В случае если заявителем по собственной инициативе он не представлен, исполнительный орган местного самоуправления запрашивает его по межведомственному запросу в регистрирующем органе (ФНС России). Если данного документа не окажется, исполнительный орган местного самоуправления может вынести решение об отказе в предоставлении земельных участков. Следовательно, с указанной даты получение земельных участков в целях осуществления фермерским хозяйством своей деятельности до его государственной регистрации не допускается. Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в судебном порядке.
Обоснование: Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений (п. 3 указанной статьи).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 5 Закона N 74-ФЗ).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 446-ФЗ) внесены изменения в ст. ст. 11 и 12 Закона N 74-ФЗ и ст. 81 Земельного кодекса РФ. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. (ст. 8 Закона N 446-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 74-ФЗ (в ред. Закона N 446-ФЗ) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 3 указанной статьи).
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности.
Для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, Законом N 74-ФЗ (п. 1 ст. 81 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности определен ст. 12 Закона N 74-ФЗ.
В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности главы фермерских хозяйств подают заявление в одно из следующих мест:
- в исполнительный орган местного самоуправления непосредственно;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 указанной статьи).
В заявлении о предоставлении земельных участков в собственность должны быть указаны сведения, перечень которых приведен в данном пункте.
Пунктом 2 ст. 12 Закона N 74-ФЗ определено, что к заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. В случае если этот документ не представлен заявителем по собственной инициативе, исполнительный орган местного самоуправления запрашивает его по межведомственному запросу в регистрирующем органе (ФНС России).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в течение месяца со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр указанные документы могут быть выданы (направлены) через многофункциональный центр. Подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, обеспечивается заявителем за свой счет (п. 3 указанной статьи).
Решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно заявителю принимается исполнительным органом местного самоуправления в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия его с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка направляется в тот же срок. Копия такого решения может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения (п. п. 4 и 5 указанной статьи).
Таким образом, с 1 января 2014 г. для получения земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, в целях осуществления фермерским хозяйством своей деятельности глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает в исполнительный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр заявление. К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. В случае если он заявителем по собственной инициативе не представлен, исполнительный орган местного самоуправления запрашивает его по межведомственному запросу в регистрирующем органе (ФНС России). В предоставлении земельных участков может быть отказано, если данный документ отсутствует.
Следовательно, с указанной даты предоставление в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, в целях осуществления фермерским хозяйством своей деятельности до его государственной регистрации не допускается.
Решение исполнительного органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (п. 6 ст. 12 Закона N 74-ФЗ).
До указанной даты для получения земельных участков для ведения фермерского хозяйства достаточно было подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление с приложением к нему соглашения, заключенного между членами фермерского хозяйства. При этом представления документа, подтверждающего государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, не требовалось, что на практике приводило к тому, что земельные участки в указанных целях предоставлялись лицам, не имевшим намерений осуществлять соответствующий вид деятельности.
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
07.03.2014